Главная » 2015 » Август » 25 » Дорога в небе и на земле тихоречанина Алексея Лукьяшко

Дорога в небе и на земле тихоречанина Алексея Лукьяшко

А.В. Лукьяшко. Ростов-на-Дону. 1920 г.

Вчитываясь в историю военной авиации, изучая биографии некоторых летчиков, начинаешь понимать, что не всем достойным людям воздано по их заслугам.

Думается, именно такой фигурой, обделенной краеведами вниманием и честью, является наш земляк Алексей Васильевич Лукьяшко, воевавший в небе в Первую мировую войну против немцев, а в годы гражданской войны – белогвардейцев.

В этом году отмечается 120-летие со дня его рождения, а в прошлом году активно отмечалось 100-летие начала Первой мировой.

Алексей Лукьяшко родился 15 марта 1895 г. в станице Тихорецкой (Фастовецкой) в семье Василия Степановича Лукьяшко, женатого на Марии Кирилловне. В 17-летнем возрасте Алексей, работая киномехаником в г. Александрове Владимирской губернии часто прокручивал фильмы про значимые и популярные для того времени события из авиационной жизни. Авиация в те дни являлась желанной целью, каждый только и мечтал попасть в авиационную школу, получить заветное удостоверение и летать. Алексей так же, как и многие русские юноши того времени, в душе лелеял заветную мечту – стать военным летчиком. Но как это осуществить?

Наступил август 1914-го, Германия объявляет войну России. Тут Алексей и решается пойти добровольцем и записаться в авиационные части. «Какая авиация! Ты – казак, садись на коня!» - говорили ему, но он настаивал на своем, и в этом же году поступил в Гатчинскую авиашколу. Алексей начал изучать аэропланы с самых азов, работая в должности моториста, прочищая цилиндры мотора «Гном» с воздушным охлаждением.

Обучение А.В. Лукьяшко длилось недолго, до января 1915 г. В Гатчине в это время формировали авиаотряды и отправляли их на фронт. Так был сформирован 32-й корпусный авиаотряд, который расположился в Севастополе. К этому отряду и был приписан Алексей Васильевич. Здесь, в городе русских моряков, Алексей совершил свой первый полет на «Фармане-22», поднявшись на высоту 2 км. Свое следующее звание, младшего унтер-офицера, Алексей получил в немецкой колонии Брище-1 Волынской губернии, недалеко от Луцка. Здесь он и принял первый в своей жизни самолет «Фарман-22».

Сослуживцы. А.В. Лукьяшко - второй справа

А.В. Лукьяшко, желая еще лучше изучить все тонкости летного дела, решается продолжить свое обучение, но уже в одесской авиашколе. Во время обучения, в марте 1916 г., в Одессу прибыла военная экспертная миссия Тройственного союза, в которую вошли представители Франции (генерал По, возглавляющий миссию), Англии, Сербии, Италии и Японии. На память решили сфотографироваться. Весь состав лётчиков и офицеров одесской авиашколы выстроили во дворе, а начальник школы Масальский выкатил свой самолёт «Альбатрос», предложив сфотографироваться на его фоне. Примерно с этого времени уже начались самостоятельные полеты учлетов.

Однажды на утреннем полете с Алексеем Васильевичем произошел несчастный случай. Поднявшись на высоту 500 м, уже направляясь на аэродром, он внезапно потерял зрение, глаза как бы закрыло пеленой. Пришлось садиться вслепую, прислушиваясь к звуку мотора, который меняется при приближении к земле. Это чудо! Посадка произошла  успешно, летчик невредим. Только при приземлении его глаза начали видеть. О временной потере зрения Алексей решил не сообщать руководству, боялся, что затаскают по медкомиссиям и отчислят с авиашколы.

После полного курса обучения в одесской авиашколе А.В. Лукьяшко был направлен обратно в 32-й авиаотряд. Дальше начинается героическая одиссея нашего доблестного земляка. В Брище Лукьяшко совершал глубокую разведку в неприятельский тыл. На первом своем боевом задании он попадает под интенсивный обстрел из зенитных орудий немцев. Частенько, при выполнении заданий штаба, на хвост самолета Лукьяшко садились по два немецких летчика, но Алексей умело уходил от них. На протяжении 1916-17 гг. А.В. Лукьяшко успешно выполнял задания по разведке в глубоком тылу врага. Авиаотряд работал в интересах своего штаба, добывая разведывательные данные. В основном посылали в крайних случаях: фотосъемка, корректировка артогня, и только изредка занимались бомбометанием.

По дороге в 9-й авиаотряд. А.Лукьяшко крайний справа

В мае 1917 г. Алексей получил новое назначение в 9-й корпусный авиаотряд под командованием Л.К. Вологодцева, находившегося в г. Луцке. К этому времени в России произошла буржуазно-демократическая  революция, свергнувшая царизм. Было сформировано Временное правительство, возглавляемое масоном Керенским. Его лозунг «Война до победного конца» мало кому нравился. Все устали от войны. Война – это жертвы, слёзы наших матерей и жён. Наоборот, в лозунг В.И. Ленина «Долой войну! Мир без аннексий и контрибуций!» поверили многие граждане, в том числе и сам Лукьяшко. А что в это время на фронте? Затишье. Между австро-венгерскими и немецкими солдатами с одной стороны и русскими – с другой завязались дружественные взаимные посещения, беседы и обмен хлебом и табаком. Это переходило в дружбу и братания с неприятельскими солдатами. Ни о какой дисциплине не могло быть и речи. Офицеры русской армии не могли удержать её развал. На этом закончились боевые вылеты А.В. Лукьяшко на западном и юго-западном фронтах.

Тем временем «чертово колесо» гражданской войны набирало трагические обороты. Россия разделяется на два враждующих лагеря. День 19 июня 1918 г. врезался в память Алексея Лукьяшко. В Царицыне (Волгоград) произошла первая встреча А.В. Лукьяшко и И.В. Сталина. Позже, уже с установлением советской власти, они встречались еще не раз. Здесь, в штабе реввоенсовета, после непродолжительного разговора, по личной просьбе Сталина, А.В. Лукьяшко остался служить летчиком.
Поначалу воевать пришлось с летчиком-перебежчиком Александровичем, который, получив самолет у большевиков, улетел за Дон в стан противника, оставшись там в качестве белогвардейского летчика. До прибытия Алексея Васильевича в Царицыне не было летчиков как таковых, ими числились то писарь, то моторист. На деле летать никто не мог, за исключением, пожалуй, начальника управления авиации Шаврова. Только в августе 1918-го в Царицын пришло подкрепление – 16-й авиаотряд, под командованием Карпова, оснащенный самолетами «Сопвич».

До прибытия красного летчика Лукьяшко, в небе над Царицыным хозяйничали белые летчики. Именно тогда Алексей решил покончить с активными действиями вражеской авиации. После того как он прогнал за линию фронта белого летчика, в штабе белогвардейского командования был переполох. На совещании командования был поставлен вопрос, как избавиться от красного летчика Лукьяшко. Предлагали переманить на свою сторону за офицерские погоны и вознаграждение. Но после долгих раздумий белые предложили убить летчика Лукьяшко при содействии своих агентов в Царицыне. Не вышло, к Алексею была представлена личная охрана.

Миссия Тройственного союза. А.В. Лукьяшко в нижнем ряду второй справа. Одесса. 1916 г.

Получив новое задание, А.В. Лукьяшко отправился за линию фронта сбрасывать на вражеские позиции бомбы. Навстречу ему вылетел вражеский «Ньюпор» под управлением Жеребцова, который шел в психическую лобовую атаку. Нервы белого летчика сдали, и он первый ушел от лобовой атаки. Белый летчик пошел на вторую атаку, затем на третью, открывая огонь из пулемета, счастье, что пилот малоопытный, не попал ни разу. Однако в воздушном бою пострадал самолет Лукьяшко. Об удачном вылете, мужестве и мастерстве Лукьяшко хотели доложить начальству, представить к наградам. Но он отказался, сказав: «Нет, нет, никаких наград. Мы спасены, а это дороже наград… я нахожусь в рядах большевиков не из-за денег или наград. Я работаю за советскую власть, за идеи Ленина».

Позже в Царицыне был создан новый авиаотряд, дали ему имя «1-й Кубанский». Под натиском белой армии, зимой 1918-го, пришлось эвакуировать всю авиацию в Саратов. 1-й Кубанский отряд не задержался в Саратове надолго. В это время здесь происходила реорганизация управления авиации. Отряд получил распоряжение выехать в Астрахань, слиться с 1-м Астраханским и организовать новый авиаотряд, под номером 47. Алексей в Астрахани познакомился с легендой гражданской войны Жлобой Дмитрием Петровичем, кстати, тоже окончившим авиашколу, только в Москве в 1917-м.

24 декабря 1919 г. Алексею дали задание лететь через калмыцкие степи в Святой Крест (Буденновск). При полете на высоте 500 м мотор начал барахлить, пришлось снижаться. Посадка была жесткой, врезались в песчаную дюну высотой 3 м. От столкновения Алексея вместе со вторым пилотом выбросило из кабины. Слава Богу! Остались живы. То пешком, то на верблюдах пришлось добираться до Яшкуля.

В этих же степях А.В. Лукьяшко встретился с другим героем – Иваном Кочубеем. Таких встреч с «легендами» гражданской войны было немало, еще в 1916 г., находясь в Одессе, Алексей был непосредственным участником подавления тюремного бунта, возглавляемого Г.И. Котовским.

Весной 1920 г. 1-я конная армия взяла Таганрог и вместе с 8-й армией вела бои на ростовском и новочеркасском направлении. В Таганроге находился авиационный завод, в Ростове - авиационный склад, в Новочеркасске расположен авиапарк. Крайне важно было быстрее пустить в ход завод и не дать растащить авиаимущество, сохранить его для Красного воздушного флота. А 8 января был взят Ростов-на-Дону. Все занялись сбором авиаимущества, брошенного Белой Армией. Так был создан авиапарк №6. Карьера А.В. Лукьяшко развивалась стремительно. Командир авиапарка Демидов назначил Лукьяшко председателем приемо-сдаточной комиссии по ремонту самолетов, а позже командиром вооруженной охраны авиапарка.

Продолжая работать уже начальником аэродромной стрелковой команды при 6-м авиапарке, Алексей оторвался от летно-технической работы. Частые командировки и особые поручения от Управления авиации отвлекали. Во второй половине 1921 года война подходила к концу. Был освобожден весь Кавказ, Крым. Таким образом, закончился 1-й этап борьбы за власть, кровавой борьбы. Идеи Ленина восторжествовали. На втором этапе объявили новую экономическую политику (НЭП). А.В. Лукьяшко демобилизовался и ушел на трудовой фронт в свою родную станицу.

С началом ВОВ храброго русского летчика не покидали мысли о небе. Однако состояние здоровья уже не позволяло летать. С 1941 по 1943 г. он заведует техническим складом, в 1943-44 гг. был помощником начальника административно-хозяйственной части (4-й авиационный истребительный корпус, 5 воздушная армия), в 1944-45 гг. – начальник административно-хозяйственной части (склад ГСМ). В запас ушел гвардии старшим лейтенантом 12.2.1946 г. Имел боевые награды.

В 1959 г. Алексея Васильевича не стало, похоронили его в Подмосковье в селе Быково.

Вчитываясь в мемуары А.В. Лукьяшко, начинаешь восхищаться мужеством этого человека, одаренного наблюдательностью и добротой. Понимаешь, что каждый его вылет являлся в те трудные дни настоящим подвигом. Будучи малограмотным, романтиком в душе, с огромной тягой к познанию нового, неизведанного, сделавший сам себя.

По материалам книги  А.В. Лукьяшко  «Мой путь в авиацию», Сергей КВАШИН.

Категория: Тихорецкий район: история | Просмотров: 1794 | Автор: Редактор


Всего комментариев: 1
Правила Модерации
1 lega  
СПАСИБО ЛЮДМИЛЕ АЛЕКСЕЕВНЕ И ГАЛИНЕ СТЕПАНОВНЕ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ И УНИКАЛЬНЫЕ РЕДКИЕ ФОТОГРАФИИ 100-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ!!!

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Логин:
Пароль:

Реклама

ERID: 2VfnxvhJF7e
ИП Елена Евгеньевна Казинцева
Реклама 12+
ИП Елена Евгеньевна Казинцева.
ИНН 232100449408
ERID: 2VfnxvYY2b2
ООО ТелеТайм
Реклама 12+
ООО ТелеТайм .
ИНН 2321014898
ERID: LdtCKGNo2
Магнит
Реклама 12+
ИНН: 7826084060 Заказчик ООО Тепличный комплекс «Зеленая линия»
ERID: LdtCKPjLE
Стоматология в Тихорецке Эскулап Про
Реклама 12+
ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ.
ООО «Эскулап-Про» Лицензия ЛО-23-01-008711 от 01.06.2015 г. выдана МЗКК. ИНН 2321009425
ERID: LdtCKYoLN
Тиристическое агентство «Тихорецк» в Тихорецке
Реклама 12+
ООО «Турагенство «Тихорецк» ИНН 2321015997

КарикатУРА!

Календарь публикаций

«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top.Mail.Ru