газета Тихорецкие вести
А ты подписался на «Тихорецкие вести»?
Газета Тихорецкого района Краснодарского края
Меню сайта
Сайт Губернатора Краснодарского края Сайт имякубани.рф
Форма входа
Логин:
Пароль:
Реклама
Стоматология в Тихорецке Эскулап Про
Рекламное агентство ТихорецкРеклама Тихорецк. Реклама в газете Тихорецкие вести и на сайте www.tihvesti.ru
Тиристическое агентство «ДримТурс» в Тихорецке
Рекламное агентство ТихорецкРеклама Тихорецк. Реклама в газете Тихорецкие вести и на сайте www.tihvesti.ruРекламное агентство ТихорецкРеклама Тихорецк. Реклама в газете Тихорецкие вести и на сайте www.tihvesti.ru
Афиша
Афиша Тихорецка

В кинотеатре «Победа»

Анонс фильма в кинотеатре «Победа» г. Тихорецк

В городском Дворце культуры

«Дом Культур» г. Тихорецк
Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Погода
Случайное фото
Всё о газете
Главная » 2015 » Август » 25 » Дорога в небе и на земле тихоречанина Алексея Лукьяшко
08:45

Дорога в небе и на земле тихоречанина Алексея Лукьяшко

А.В. Лукьяшко. Ростов-на-Дону. 1920 г.

Вчитываясь в историю военной авиации, изучая биографии некоторых летчиков, начинаешь понимать, что не всем достойным людям воздано по их заслугам.

Думается, именно такой фигурой, обделенной краеведами вниманием и честью, является наш земляк Алексей Васильевич Лукьяшко, воевавший в небе в Первую мировую войну против немцев, а в годы гражданской войны – белогвардейцев.

В этом году отмечается 120-летие со дня его рождения, а в прошлом году активно отмечалось 100-летие начала Первой мировой.

Алексей Лукьяшко родился 15 марта 1895 г. в станице Тихорецкой (Фастовецкой) в семье Василия Степановича Лукьяшко, женатого на Марии Кирилловне. В 17-летнем возрасте Алексей, работая киномехаником в г. Александрове Владимирской губернии часто прокручивал фильмы про значимые и популярные для того времени события из авиационной жизни. Авиация в те дни являлась желанной целью, каждый только и мечтал попасть в авиационную школу, получить заветное удостоверение и летать. Алексей так же, как и многие русские юноши того времени, в душе лелеял заветную мечту – стать военным летчиком. Но как это осуществить?

Наступил август 1914-го, Германия объявляет войну России. Тут Алексей и решается пойти добровольцем и записаться в авиационные части. «Какая авиация! Ты – казак, садись на коня!» - говорили ему, но он настаивал на своем, и в этом же году поступил в Гатчинскую авиашколу. Алексей начал изучать аэропланы с самых азов, работая в должности моториста, прочищая цилиндры мотора «Гном» с воздушным охлаждением.

Обучение А.В. Лукьяшко длилось недолго, до января 1915 г. В Гатчине в это время формировали авиаотряды и отправляли их на фронт. Так был сформирован 32-й корпусный авиаотряд, который расположился в Севастополе. К этому отряду и был приписан Алексей Васильевич. Здесь, в городе русских моряков, Алексей совершил свой первый полет на «Фармане-22», поднявшись на высоту 2 км. Свое следующее звание, младшего унтер-офицера, Алексей получил в немецкой колонии Брище-1 Волынской губернии, недалеко от Луцка. Здесь он и принял первый в своей жизни самолет «Фарман-22».

Сослуживцы. А.В. Лукьяшко - второй справа

А.В. Лукьяшко, желая еще лучше изучить все тонкости летного дела, решается продолжить свое обучение, но уже в одесской авиашколе. Во время обучения, в марте 1916 г., в Одессу прибыла военная экспертная миссия Тройственного союза, в которую вошли представители Франции (генерал По, возглавляющий миссию), Англии, Сербии, Италии и Японии. На память решили сфотографироваться. Весь состав лётчиков и офицеров одесской авиашколы выстроили во дворе, а начальник школы Масальский выкатил свой самолёт «Альбатрос», предложив сфотографироваться на его фоне. Примерно с этого времени уже начались самостоятельные полеты учлетов.

Однажды на утреннем полете с Алексеем Васильевичем произошел несчастный случай. Поднявшись на высоту 500 м, уже направляясь на аэродром, он внезапно потерял зрение, глаза как бы закрыло пеленой. Пришлось садиться вслепую, прислушиваясь к звуку мотора, который меняется при приближении к земле. Это чудо! Посадка произошла  успешно, летчик невредим. Только при приземлении его глаза начали видеть. О временной потере зрения Алексей решил не сообщать руководству, боялся, что затаскают по медкомиссиям и отчислят с авиашколы.

После полного курса обучения в одесской авиашколе А.В. Лукьяшко был направлен обратно в 32-й авиаотряд. Дальше начинается героическая одиссея нашего доблестного земляка. В Брище Лукьяшко совершал глубокую разведку в неприятельский тыл. На первом своем боевом задании он попадает под интенсивный обстрел из зенитных орудий немцев. Частенько, при выполнении заданий штаба, на хвост самолета Лукьяшко садились по два немецких летчика, но Алексей умело уходил от них. На протяжении 1916-17 гг. А.В. Лукьяшко успешно выполнял задания по разведке в глубоком тылу врага. Авиаотряд работал в интересах своего штаба, добывая разведывательные данные. В основном посылали в крайних случаях: фотосъемка, корректировка артогня, и только изредка занимались бомбометанием.

По дороге в 9-й авиаотряд. А.Лукьяшко крайний справа

В мае 1917 г. Алексей получил новое назначение в 9-й корпусный авиаотряд под командованием Л.К. Вологодцева, находившегося в г. Луцке. К этому времени в России произошла буржуазно-демократическая  революция, свергнувшая царизм. Было сформировано Временное правительство, возглавляемое масоном Керенским. Его лозунг «Война до победного конца» мало кому нравился. Все устали от войны. Война – это жертвы, слёзы наших матерей и жён. Наоборот, в лозунг В.И. Ленина «Долой войну! Мир без аннексий и контрибуций!» поверили многие граждане, в том числе и сам Лукьяшко. А что в это время на фронте? Затишье. Между австро-венгерскими и немецкими солдатами с одной стороны и русскими – с другой завязались дружественные взаимные посещения, беседы и обмен хлебом и табаком. Это переходило в дружбу и братания с неприятельскими солдатами. Ни о какой дисциплине не могло быть и речи. Офицеры русской армии не могли удержать её развал. На этом закончились боевые вылеты А.В. Лукьяшко на западном и юго-западном фронтах.

Тем временем «чертово колесо» гражданской войны набирало трагические обороты. Россия разделяется на два враждующих лагеря. День 19 июня 1918 г. врезался в память Алексея Лукьяшко. В Царицыне (Волгоград) произошла первая встреча А.В. Лукьяшко и И.В. Сталина. Позже, уже с установлением советской власти, они встречались еще не раз. Здесь, в штабе реввоенсовета, после непродолжительного разговора, по личной просьбе Сталина, А.В. Лукьяшко остался служить летчиком.
Поначалу воевать пришлось с летчиком-перебежчиком Александровичем, который, получив самолет у большевиков, улетел за Дон в стан противника, оставшись там в качестве белогвардейского летчика. До прибытия Алексея Васильевича в Царицыне не было летчиков как таковых, ими числились то писарь, то моторист. На деле летать никто не мог, за исключением, пожалуй, начальника управления авиации Шаврова. Только в августе 1918-го в Царицын пришло подкрепление – 16-й авиаотряд, под командованием Карпова, оснащенный самолетами «Сопвич».

До прибытия красного летчика Лукьяшко, в небе над Царицыным хозяйничали белые летчики. Именно тогда Алексей решил покончить с активными действиями вражеской авиации. После того как он прогнал за линию фронта белого летчика, в штабе белогвардейского командования был переполох. На совещании командования был поставлен вопрос, как избавиться от красного летчика Лукьяшко. Предлагали переманить на свою сторону за офицерские погоны и вознаграждение. Но после долгих раздумий белые предложили убить летчика Лукьяшко при содействии своих агентов в Царицыне. Не вышло, к Алексею была представлена личная охрана.

Миссия Тройственного союза. А.В. Лукьяшко в нижнем ряду второй справа. Одесса. 1916 г.

Получив новое задание, А.В. Лукьяшко отправился за линию фронта сбрасывать на вражеские позиции бомбы. Навстречу ему вылетел вражеский «Ньюпор» под управлением Жеребцова, который шел в психическую лобовую атаку. Нервы белого летчика сдали, и он первый ушел от лобовой атаки. Белый летчик пошел на вторую атаку, затем на третью, открывая огонь из пулемета, счастье, что пилот малоопытный, не попал ни разу. Однако в воздушном бою пострадал самолет Лукьяшко. Об удачном вылете, мужестве и мастерстве Лукьяшко хотели доложить начальству, представить к наградам. Но он отказался, сказав: «Нет, нет, никаких наград. Мы спасены, а это дороже наград… я нахожусь в рядах большевиков не из-за денег или наград. Я работаю за советскую власть, за идеи Ленина».

Позже в Царицыне был создан новый авиаотряд, дали ему имя «1-й Кубанский». Под натиском белой армии, зимой 1918-го, пришлось эвакуировать всю авиацию в Саратов. 1-й Кубанский отряд не задержался в Саратове надолго. В это время здесь происходила реорганизация управления авиации. Отряд получил распоряжение выехать в Астрахань, слиться с 1-м Астраханским и организовать новый авиаотряд, под номером 47. Алексей в Астрахани познакомился с легендой гражданской войны Жлобой Дмитрием Петровичем, кстати, тоже окончившим авиашколу, только в Москве в 1917-м.

24 декабря 1919 г. Алексею дали задание лететь через калмыцкие степи в Святой Крест (Буденновск). При полете на высоте 500 м мотор начал барахлить, пришлось снижаться. Посадка была жесткой, врезались в песчаную дюну высотой 3 м. От столкновения Алексея вместе со вторым пилотом выбросило из кабины. Слава Богу! Остались живы. То пешком, то на верблюдах пришлось добираться до Яшкуля.

В этих же степях А.В. Лукьяшко встретился с другим героем – Иваном Кочубеем. Таких встреч с «легендами» гражданской войны было немало, еще в 1916 г., находясь в Одессе, Алексей был непосредственным участником подавления тюремного бунта, возглавляемого Г.И. Котовским.

Весной 1920 г. 1-я конная армия взяла Таганрог и вместе с 8-й армией вела бои на ростовском и новочеркасском направлении. В Таганроге находился авиационный завод, в Ростове - авиационный склад, в Новочеркасске расположен авиапарк. Крайне важно было быстрее пустить в ход завод и не дать растащить авиаимущество, сохранить его для Красного воздушного флота. А 8 января был взят Ростов-на-Дону. Все занялись сбором авиаимущества, брошенного Белой Армией. Так был создан авиапарк №6. Карьера А.В. Лукьяшко развивалась стремительно. Командир авиапарка Демидов назначил Лукьяшко председателем приемо-сдаточной комиссии по ремонту самолетов, а позже командиром вооруженной охраны авиапарка.

Продолжая работать уже начальником аэродромной стрелковой команды при 6-м авиапарке, Алексей оторвался от летно-технической работы. Частые командировки и особые поручения от Управления авиации отвлекали. Во второй половине 1921 года война подходила к концу. Был освобожден весь Кавказ, Крым. Таким образом, закончился 1-й этап борьбы за власть, кровавой борьбы. Идеи Ленина восторжествовали. На втором этапе объявили новую экономическую политику (НЭП). А.В. Лукьяшко демобилизовался и ушел на трудовой фронт в свою родную станицу.

С началом ВОВ храброго русского летчика не покидали мысли о небе. Однако состояние здоровья уже не позволяло летать. С 1941 по 1943 г. он заведует техническим складом, в 1943-44 гг. был помощником начальника административно-хозяйственной части (4-й авиационный истребительный корпус, 5 воздушная армия), в 1944-45 гг. – начальник административно-хозяйственной части (склад ГСМ). В запас ушел гвардии старшим лейтенантом 12.2.1946 г. Имел боевые награды.

В 1959 г. Алексея Васильевича не стало, похоронили его в Подмосковье в селе Быково.

Вчитываясь в мемуары А.В. Лукьяшко, начинаешь восхищаться мужеством этого человека, одаренного наблюдательностью и добротой. Понимаешь, что каждый его вылет являлся в те трудные дни настоящим подвигом. Будучи малограмотным, романтиком в душе, с огромной тягой к познанию нового, неизведанного, сделавший сам себя.

По материалам книги  А.В. Лукьяшко  «Мой путь в авиацию», Сергей КВАШИН.

Категория: Память | Просмотров: 1019 | Автор: Редактор

Всего комментариев: 1

Правила Модерации

1  
СПАСИБО ЛЮДМИЛЕ АЛЕКСЕЕВНЕ И ГАЛИНЕ СТЕПАНОВНЕ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ И УНИКАЛЬНЫЕ РЕДКИЕ ФОТОГРАФИИ 100-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ!!!

Имя *:
Email *:
Код *:

Реклама
Кобрин — город побратив Тихорецка
Объявления
Пластиковые окна от VEKA. Остекление балконов. Двери.
АКЦИЯ - 10% при заказе 3-х окон, - 5% при заказе 2-х окон. Замер окна БЕСПЛАТНО!!! Отливы, подоконники и москитные сетки в ПОДАРОК!!! + ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ СТЕКЛО ПАКЕТ. На всех изделиях используются только оригинальные комплектующие. Профильная система WHS (подразделение VEKA). Армирование минимум 1.2 мм. Сайт: www.oknaotveka.ru Email: oknaotveka@gmail.com (861) 292-3-292; +7(918) 347-555-7 WhatsApp: +79288843292
Работа (подработка) в декрете, на пенсии, для домохозяек
Требуется менеджер по продвижению интернет-магазина. Это отличный вариант удаленной работы для активной молодежи ,студентов и пенсионеров . Время для работы вы выбираете сами , примерно 3-4 часа в день . Работа заключается в привлечении клиентов в интернет-магазин и создание товарооборота. Система работы уже наработана и дает быстрые результаты. Обучение бесплатное. Работать можно из любого региона. Требования : Наличие компьютера , интернета , а так же уверенное знание ПК . Высокая обучаемость , креативность мышления, работа в команде. Обязанности: Размещение рекламы интернет магазина хозяйственных товаров .В нашем магазине более 1500 наименований продукции .Рекламируя магазин, люди будут посещать его и приобретать продукцию для себя и своей семьи . Пишите на эл. почту a.iv.17@yandex.ru или ватсап/вайбер по тел. 89122185727
Обновление ПО прошивка детекторов счетчиков для новых банкнот 200р и 2000р
В связи с выходом купюр 200 и 2000 рублей, стал актуальным вопрос работы счетчиков и сортировщиков банкнот с данными купюрами. Для обеспечения возможности проверять подлинность купюр 200р и 2000р с помощью : автоматических и полуавтоматических детекторов, счетчиков банкнот с распознаванием номинала, сортировщиков купюр - необходимо обновить программу работы этих устройств - прошивку. Для обновления прошивки детектора, счетчика, сортировщика банкнот достаточно обратиться в ООО Фрэйм.
Сдам площади
Сдаются в аренду помещения, цеха под хранение, производство, пункты перегрузки, со станками и без них, различных площадей от 150 кв.м до 13500 кв.м. Имеются собственные подъездные железнодорожные пути. Удобная транспортная развязка: порт Новороссийск находится на расстоянии 300 км,порт Ейск - 200 км. Через город Тихорецк проходит федеральная автодорога Р-217 «Кавказ» Москва – Махачкала.В 70 км - федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Новороссийск .
Фотограф и видеооператор
Здравствуйте, меня зовут Геннадий.
Видео и фотосъемка на любые праздники, мероприятия, события, индивидуальные фото и видео сессии. Свадебные фильмы, детские праздники, венчание, крещение, выписка из роддома, корпоративы, юбилеи, дни рождения, рекламные акции. Фото и видео съемка производится с помощью исключительно профессионального оборудования. Большой выбор предложений, индивидуальный подход, интересный монтаж. Видеосъемка производится в формате высокой четкости Full HD и супервысокой четкости UHD (4К). Снимаем на камеры SONY a3500, a6300 используя свет, штативы, моноподы, рекордеры, стэдикам STAB-600, электронный стэдикам Zhiyun Crane M.
vk.com/gennadyproskura
http://gennadyproskura.wixsite.com/videograff
Грузоперевозки
Осуществляю грузоперевозки (песок, гравий, щебень, отсев) по краю от 15 тонн. Качество гарантирую! Обращать в любое время по тел:+7-961-52-86761 или +7-91816-38-027 Алексей
Выкуп СПЕЦтехники и СЕЛЬХОЗтехники по всей РФ в любом состоянии.
Выкупаем спецтехнику (трактора, краны, бульдозера, манипуляторы, самосвалы и т.д) в любом техническом состоянии , расчёт сразу . Выкупаем по всей РФ без выходных.
продажа
ПРОДАЕТСЯ хата в ст. Новорождественской, ул. Мичурина, 11. Печное отопление, газопровод рядом, вода во дворе, цена 300 тыс. руб.
продажа
Продаётся гараж 1-этажный в кооперативе "Квант" (район 9-этажки мясокомбината).
щенки
Отдам добрым людям щенков от небольшой собачки. Щенки находятся в городе Тихорецке, по улице Комсомольской, 33 (на "той стороне"). Обращаться лучше или с утра, до 9 часов, или вечером, после 20 часов. Если поймаете-можно забрать и без хозяйки.
Добавлять объявления могут только зарегистрированные пользователи
Знакомства
Я
ищу
возраст от до
где
КарикатУРА!
Наш опрос
Должны ли мужчины разделять с женами обязанности по дому?
Всего ответов: 87
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0


Логотип студии Нам Web
Система OrphusНашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus

Создание сайтов в Тихорецке, студия "Нам Web"
Яндекс.Метрика