Главная » 2016 » Январь » 14 » Кубинские очерки

Кубинские очерки

Анатолий АКУЛОВ - постоянный автор рассказов на нашем сайте о флотской жизни, о других странах, о море. Он жил в Тихорецке и учился в школе 34. Сейчас живёт в Эстонии, Таллинне.

Сегодня - вторая часть его воспоминаний о Кубе, где в молодости довелось работать.

Береговые хлопоты

В феврале 1965 года я подписал контракт о работе на кубинских траулерах, которые СССР подарил Кубе.

Поселили меня в хорошем 2-этажном доме, в престижном и богатом районе Гаваны - Марианау. В этом районе жили обеспеченные  жители города, у которых эти дома конфисковали, а часть этих жителей  уехала в США или Испанию, другие латиноамериканские страны. А в покинутых домах селили нужных республике специалистов из СССР, Чехословакии, ГДР и прочих республик.

Вот в таком мы и жили с одним из таллиннских старших механиков Севой, каждый на своем этаже. На первом этаже - отдельная кухня, а во дворе дома был небольшой бассейн, летний столик и четыре стула. Все это великолепие было предоставлено двум советским морякам. В это чудо первое время не верилось и казалось, что всё происходит во сне. Но человек быстро привыкает к хорошему, и уже через месяц такая жилая обстановка казалась нормой.

Нас, самых первых специалистов, оставленных на Кубе, первое время было 8 человек. И только потом, с получением новых траулеров из Испании, количество специалистов резко увеличилось. К тому же ко многим из нас приехали жены с детьми. Часть из них поселили в поселке под Гаваной, выделив им новейшие дома, а часть - в жилом районе под Гаваной, выделив 4-комнатные квартиры.

Вновь прибывших специалистов на работу возили в большом, крытом брезентом фургоне, и обедали они уже в портовой столовой вместе с японскими рыбаками, специалистами по ловле тунца.

Но это будет потом, а пока мы пожинали первые плоды гостеприимства и заботы кубинских  властей.

На работу к 8 часам утра нас возили в старых черных американских "кадиллаках", а после 11 часов - обедать в один из фешенебельных ресторанов  при отеле "Националь". Плотно и разнообразно кормили, а потом целый час мы отдыхали после обеда в фойе отеля, дремали на мягких диванах.

Затем снова на работу в порт, а в 17 часов - по домам.

Утром и вечером еду мы готовили себе сами. Продукты закупали в магазине советского посольства в Гаване. Там же закупали галантерею и прочие необходимые нам товары. В субботу или воскресенье, по выбору, с утра приезжала одна из машин, нас забирали и везли отдыхать на пляжи. После 17 часов нас привозили домой, а предстоящий отдых вечером каждый организовывал себе сам.

Но о пляжах, ресторанах и ночном времяпрепровождении я напишу отдельно. А пока...

У кубинского рыболовного флота было 4 траулера, не совсем новых, требующих постоянного ремонта и хорошего ухода. Кроме наших специалистов - капитана, старпома, стармеха, тралмастера, остальные члены экипажа были из местных кубинцев. Некоторые из них не умели даже читать и писать, а  многие пришли просто с улицы.

Три траулера постоянно ходили на рыбалку в море, максимум на неделю. Ловили там кальмары, креветки и другие морские деликатесы, одним из которых была морская черепаха.

Меню кубинцев составлял в основном фасолевый суп, преимущественно из черной фасоли. На второе  блюдо всегда готовили рис и к нему свинину, рыбу, кальмары, креветки. Из мяса черепахи готовили прекрасное рагу или котлеты. По вкусу это мясо очень похоже на говядину. Кубинцы были большие любители мороженного, которого брали в рейс на 45 суток не менее тонны самых разных сортов: ананасового, бананового, апельсинового, лимонного, арбузного и других - я запомнил, что было 16 сортов. Фрукты и овощи были всегда в изобилии.

Кальмары готовили по особому рецепту в чернильной кальмарной жидкости, используя её как соус, с большим количеством лука. Заливали всё это сладким банановым вином. Утром пили горячий черный шоколад с молоком и великолепный черный кофе, тоже заваренный особым способом. Запивать рекомендовалось холодной водой. Очень вкусно!

Кубинцы нам нравились - веселые, открытые, гостеприимные, жизнелюбивые и бескорыстные, но вот работать они не любили. Они любили нам говорить: «На первом месте у нас любовь, на втором - песни и пляски, на третьем - еда. И если еще останется время - можно и поработать».

И всё же кубинцы живут в моей памяти как чудесные, добрые друзья, оставив о себе только хорошие воспоминания!

Экспедиция в Лабрадор

Когда стали формировать экипажи для получения новых траулеров, строящихся в Испании на верфях в Виго, Бильбао, на приемку брали только капитана, стармеха, а остальные члены команды были сформированы из кубинцев. К сожалению, первого разряда и опыта работы в должности стармеха у меня не было, и на приемку  новых судов в Испанию я не попал.

Вскоре стали приходить траулеры, построенные в Испании. Самый первый  из них носил имя «Манхуари». Так называется одна из разновидностей рыб, живущих в Мексиканском заливе.

Я работал на «Манхуари», и мы проводили осмотры, настраивали механизмы в рыбном цеху, так как предстояла первая в истории Кубы экспедиция траулера в холодные северные воды Лабрадора.

Командный экипаж был сформирован: капитан - Хорохонов Сергей Владимирович, (Таллинн), стармех - Абдуллаев  Шевкет Манонович (Таллинн), остальные члены комсостава были калининградцы,  рядовой состав состоял из кубинских моряков. На траулер нужен был электромеханик, а такого специалиста среди наших на тот момент не было. Старший механик, который хорошо меня знал, предложил идти в рейс в должности злектромеханика. Я уже долго находился на берегу, и было непреодолимое желание выйти в море на траулере испанской постройки.

Подготовка к рейсу была тщательная. Устанавливали в рыбном цеху всевозможные новые разделочные  машины и прочее спецоборудование, так как мы должны были вылавливать треску, делать из нее филе, засыпать солью и складировать в трюмах, емкостью 500 тонн.

К нам на борт привезли киносъемочную группу, которая должна была снимать каждую рабочую операцию для истории Кубы. Еще никогда такой большой кубинский траулер не ходил в северный рейс в такие широты, как Лабрадор.

И вот пришел день 19 марта 1966 года. Все было готово: загружено все промысловое вооружение, топливо и масло, продукты, сформирован весь экипаж. На берегу, кроме наших родных и знакомых,  находилось много военных, полиции, разных  официальных представителей Кубинского рыбного флота. Взяли лоцмана, отдали швартовы, дали прощальные гудки.

Нам ответили со всех судов, стоящих в это время в порту. Защемило как-то на сердце: давно не покидал берег, да еще и работу себе выбрал не совсем профильную. Ничего, прорвемся!

Даешь Лабрадор!

Траулер бодро шел к берегам острова Ньюфаундленд, куда мы должны были зайти и загрузиться солью, получить какие-то специальные тралы и еще что-то.

Зашли в порт Сент-Джонс, простояли там около двух суток. За  время стоянки  траулера в порту  эмигрировал один из членов экипажа, матрос. На траулере у кубинцев наблюдался лёгкий шок и шумные дебаты. В таких случаях это грозило большими неприятностями семье матроса. Но он, видимо, к этому был готов и в городе даже не прятался от своих товарищей.

Наконец мы закончили все погрузки и покинули Сент-Джонс, взяв курс на Лабрадор. Переход был довольно спокойным, только по изменению температур воздуха и забортной воды чувствовалось, что мы заходим в северные воды. Участились туманы, шли очень осторожно, и вот однажды утром услышали крики: «Айсберги, айсберги!».

Когда видишь один айсберг и он от корабля вдалеке - испытываешь чувство удивления, но когда они появились со всех сторон, самых разных размеров, было немножко не по себе. Ведь никто из нас никогда не видел эти плавающие ледяные горы, а кубинцы и подавно. Они смотрели огромными глазами на такое северное чудо. Им было особенно трудно. Теплолюбивые, выросшие под тропическим солнцем люди, а здесь Лабрадор, льды, холод.

Кубинцев одели в теплые комбинезоны, но самое смешное, что их снабдили шерстяными колпаками, шлемами, с прорезями для глаз. Когда они надели их и вышли на палубу - это был отряд морских куклуксклановцев! Кстати, эти колпаки были лучше любых наших шапок и прочих тогдашних головных уборов, хорошо грели голову и защищали лицо.

Скоро бросили первый трал. На это потребовалось не менее 5-6 часов, пока кубинцы начали разбираться в концах и прочих снастях. Нужно отдать должное терпению тралмастеров, нашим калининградским ребятам за их мастерство и толерантность.

Вытащили первый трал, не рыба была, а один мусор: мелкие рыбёшки и прочие морские донные жители. Так продолжалось неделю, а может и больше. Палубным морякам позавидовать было нельзя, а только похвалить их за такую самоотверженность и выдержку, так как голыми руками (хоть и в спецрукавицах) на палубе при минусовой температуре долго не поработаешь. Кубинцы с честью выдержали проверку на холод.

Первый трал с треской был встречен громким «Ура!», и хоть было не больше 5-ти тонн, радость была неподдельной. Это была первая рыба, которую кубинцы выловили в северных широтах среди льдов и айсбергов.

Треска ловилась стабильно, моряки научились быстро и хорошо разделывать её на филе. План у нас был один - нарезать и засолить 500 тонн трески (бакалао). Кубинцы работали самоотверженно, и груз в трюмах увеличивался день ото дня.

Все механизмы работали нормально, а вот электрооборудование не было рассчитано на работу при низких температурах и часто выходило из строя. Один раз, когда вытягивали полный трал, отказала траловая лебедка. Чтобы вытащить трал, нам со старшим механиком пришлось открыть крышку ящика управления траловой лебедкой. Стармех  манипулировал  рукояткой управления, а я держал руками упорный деревянный брус, прижимая большой контакт, который был под напряжением. Искры и огонь летели в разные стороны, контакт горел, но барабаны лебедки крутились, и через полчаса трал был на палубе. Страха не было, он появился потом, когда все уже было позади.

Экипаж уже привык к айсбергам, холоду и промозглым каютам, которые совершенно не были предусмотрены для нормального в них проживания. Суда строились для работы в тёплых морях, а не в холодных широтах Лабрадора. Ни в одной из кают не было обогревателей. Спали в тёплой одежде.

Несколько слов о кинооператорах. Ребята были классные, оперативно снимали все операции по тралению и работам. Работали ненавязчиво и профессионально. Скрашивали наше свободное время и показывали нам свои, уже снятые эпизоды, которые мы бурно обсуждали, и другие хорошие кинофильмы, которые взяли с собой в рейс в достаточном количестве.

После возвращения в Гавану кинооператоры смонтировали фильм с названием «Кубинские герои у берегов Гренландии». Фильм получился действительно красивый и очень интересный. Ну, а мы в этом фильме были хотя и не главными героями, но и не статистами.

Наконец грузовые трюмы были забиты треской, и мы стали готовиться к обратному переходу домой, в теплую, солнечную Гавану. Нет ничего лучше того времени, когда все мысли о том, что конец рейса приближается, что через пару недель мы снова придем к берегам, где нет льдов, айсбергов, холода и промозглого северного ветра.

Дни перехода пролетели очень быстро, и вот показались знакомые очертания Гаваны. Нас встретил лоцман, и траулер стал втягиваться  в узкий пролив Гаванской огромной бухты. Экипаж в полном составе высыпал на палубу, и вдруг нас буквально оглушили звуки гудков, которые раздавались со всех судов, находящихся в бухте! Маленькие и большие корабли, буксиры и рыболовные шхуны - все приветствовали нас.

Члены экипажа траулера «Манхуари» стали героями, которые для свободной республики сделали ЭТО! Отработали во льдах в проливе Лабрадор у берегов ледяной Гренландии и привезли груз обожаемой кубинцами бакалао.

На причале полно встречающих, много цветов, гремела музыка. Капитан швартовал траулер в парадном морском мундире. Подъехало несколько новых черных машин, и на причале в шеренгу выстроились кубинские военные и гражданские лица. Они встречали важного человека, президента республики Куба - Освальдо Дортикоса.

Корабль пришвартовался, спустили трап. Президент и часть свиты поднялись на борт, где весь экипаж построился на палубе для торжественной встречи. Капитан доложил президенту о выполнении задания, а Дортикос обошел наш строй, пожал каждому из нас руку и поблагодарил за «выдающееся» достижение и выполнение правительственного задания!

После этого президент и свита удалились на берег, а на борт принесли среднего размера жареного поросенка, ящики с ромом и пивом, прочими напитками и закусками. Гремела музыка, кубинцы радовались, как дети, и действительно чувствовали себя настоящими героями!

Всем иностранным специалистам выделили по правительственному автомобилю и вместе с семьями отвезли по домам.

Поход к берегам Патагонии

После возвращения я опять ушел работать в ремонтную бригаду и делал иногда короткие рейсы на местных траулерах, на «Макарелле», на «Салеме».

Кубинские власти создавали резерв механиков на приемку новых испанских БМРТ. Пришел новый большой морозильный рыболовный траулер «Биахайба», и меня направили туда вторым механиком.

Капитан судна «Биахайба» Крайнюков Иван Степанович, старший механик Бурган Юрий Андреевич - заслуженные и опытные калининградские рыбаки. Я радовался, что мне придётся  жить и работать с такими замечательными опытными моряками, которые были старше меня на 15 -20 лет.

Первые рейсы мы делали на банку Кампетч в Мексиканском заливе. Рейсы были максимум 40-45 дней для полного набора груза (450-500 тонн). Рыбу ловили всякую, морозили брикеты в морозильных камерах, а потом загружали в трюм мороженую продукцию и везли ее на сдачу в Гавану.

Через несколько рейсов в сентябре 1966 года старший механик Ю. Бурган ушел работать в ремонтную бригаду, и встал вопрос о замене стармеха. Кубинцы предложили мне принять дела, так как у меня был уже рабочий диплом механика 2-го разряда. Власти кубинского флота посчитали, что для стармеха этого достаточно. Сыграло значение еще и то обстоятельство, что к этому моменту я уже довольно бойко говорил на испанском языке, а при наличии почти всего испаноязычного экипажа - это было одним из решающих факторов.

Я, конечно, был очень рад такому стечению обстоятельств, мне в апреле исполнилось 24 года, а я уже работаю старшим механиком на БМРТ!

В октябре 1966 года наш траулер стали готовить в очередную далекую экспедицию к берегам Аргентины и Уругвая или по-старинному  Патагонии. Там ловилась испанская мерлуза, а мы ее называли просто мерлузой.

Траулер снабдили промысловым вооружением, топливом, маслом, продуктами, овощами, фруктами. Завезли тонну или больше мороженого различных сортов! Траулер вышел в рейс 5 октября 1966 года.
Сопутствующая погода была прекрасной, ведь мы шли в теплые моря, к берегам традиционно теплых стран - Аргентины и Уругвая.

Я был счастлив, что мне снова пришлось быть участником новых «эпохальных событий» такой маленькой и свободолюбивой республики Куба.

Когда проходили экватор, то организовали праздник встречи морского бога Нептуна. Был и Нептун, и морская купель, которую никто не миновал, а после и крещение доброй чаркой вина с выдачей диплома о пересечении экватора. Дипломы нарисовали сами, красочно их разукрасили. Они получились очень даже симпатичными и «солидными».

Пришли в район промысла, и только благодаря чутью и рыбацким знаниям капитана Ивана Крайнюкова вышли на мерлузу. Вокруг нас чистое море - никого! Лови - не хочу. Вот мы и старались!

Рыба здесь была явно «не пугана», и мы ее просто гребли тралами столько, сколько могли заморозить. Капитан был настоящий рыбак, не жадничал, а вылавливал только необходимое количество мерлузы для  заморозки. Груз 450 тонн мы набрали достаточно быстро. По кубинской информации один этот груз равнялся полугодовому вылову всей страны! Вот такие были цифры!

Закончили промысел, погудели на прощанье Патагонским берегам и взяли курс на Гавану. «6000 миль от Гаваны к берегам Патагонии и обратно», так писали потом о нашей экспедиции кубинские газеты.

В Гаване нас встретили приветственными гудками все стоящие в бухте корабли. Снова на причале был президент Освальдо Дортикос.

Пришвартовались к причалу. Весь наш экипаж выстроился на палубе. На борт судна поднялся президент. Капитан в парадном мундире доложил ему о выполнении правительственного задания.
Освальдо Дортикос поздравил всех с выполнением плана, потом обошёл строй и пожал каждому руку.

Для меня этот визит и рукопожатие президента Кубы было уже второй раз!

На борт доставили по традиции жареного поросенка. Подняли на палубу и ром, и пиво, и цветы, и танцы с музыкой. Веселились всем экипажем, наслаждались праздничным настроением и радостью от того, что вернулись живыми и здоровыми к теперь уже родным берегам Кубы.

Только на этот раз домой добирались не  на правительственном автомобиле, а первым подвернувшимся  транспортом.

Не всегда моряку «масленица»!

Первую часть воспоминаний можно прочесть здесь.

Категория: Наши люди | Просмотров: 1584 | Автор: Редактор


Всего комментариев: 1
Правила Модерации
1 lega  
Интересно читать... Спасибо большое.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Логин:
Пароль:

Реклама

ERID: 2VfnxvhJF7e
ИП Елена Евгеньевна Казинцева
Реклама 12+
ИП Елена Евгеньевна Казинцева.
ИНН 232100449408
ERID: 2VfnxyPRpJk
ООО ТелеТайм
Реклама 12+
Заказчик ООО «Телетайм». ОГРН 1062321001236
ERID: LdtCKGNo2
Магнит
Реклама 12+
ИНН: 7826084060 Заказчик ООО Тепличный комплекс «Зеленая линия»
ERID: LdtCKPjLE
Стоматология в Тихорецке Эскулап Про
Реклама 12+
ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ.
ООО «Эскулап-Про» Лицензия ЛО-23-01-008711 от 01.06.2015 г. выдана МЗКК. ИНН 2321009425
ERID: LdtCKYoLN
Тиристическое агентство «Тихорецк» в Тихорецке
Реклама 12+
ООО «Турагенство «Тихорецк» ИНН 2321015997

КарикатУРА!

Календарь публикаций

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Top.Mail.Ru