С Раисой Ивановной Завадой наш корреспондент встретился в канун ее 90-летия.
Свой юбилей она отмечает 1 августа. А в воскресенье еще один праздник – День железнодорожника. Человек интересной судьбы, она пережила Великую Отечественную войну, имеет много наград, более 35 лет проработала на железной дороге.
Вот рассказ уважаемого ветерана:
- Я родилась 1 августа 1924 г. в ст. Незамаевской, а в 1932 г. мы переехали всей семьёй в Тихорецк: папа, мама, братья Коля и Петя (он погиб в 1943 году), мы с сестрой Юлей. Восьмой класс закончила в 1940 г. и с середины 9-го ушла учиться в наш техникум железнодорожного транспорта. К тому времени вышел закон об оплате за учебу, я хотела быстрее получить специальность и работать. Детей в семье было четверо, а папа работал один.
В 1942 году начались экзамены за 3 курс, но их сдать не пришлось. Шла война, постоянные воздушные тревоги, самолеты летали на Сталинград. Мы бежали в убежища, за город. Нас послали рыть окопы под Незамаевку, но и там мы долго не задержались, т. к. началась эвакуация из города.
Локомотивное депо грузило свое оборудование, семьи в эшелон. Мне и сестре предложил зять Николай Варфоломеев с его семьей тоже уехать из города. Его отец работал в депо, они с ним были коммунистами, а я комсомолка. Мама осталась одна, папа и два брата были уже на фронте.
Нас привезли в Тбилиси, на Навтлуги, выгрузили на площади возле церкви и предложили располагаться в церкви, семьями, прямо на полу. Сестру Юлю сделали комендантом общежития. Юля умерла в 1950 году, в возрасте 33 лет. С ее дочкой Людочкой, которая живет в Сибири, мы до сих пор поддерживаем самые теплые отношения. Зять пошел работать в вагонное депо, а я устроилась на военный завод, где делали автоматы. Сначала табельщицей, а потом сверловщицей.
Так мы работали до освобождения г. Тихорецка от немцев. В марте 1943-го нас погрузили в эшелон для отправки домой, но долго не отправляли, т. к. Тихорецк и станцию сильно бомбили, все было разрушено.
По приезде в Тихорецк я устроилась на работу в дистанцию пути (ПЧ-6) техником. Проработала около года, в апреле 1944 г. на ст. Батайск формировался поезд со всех служб транспорта для работы на освобожденных станциях. На нашу дистанцию пришла разнарядка выделить людей: дорожного мастера, бригадира, путевых обходчиков, рабочих и бухгалтера. Я сразу пошла к начальнику Наумову просить, чтобы он послал меня. Меня зачислили в штат ВЭО-24 (военно-эксплуатационное отделение №24) с 1.4.1944 г., где я проработала по 5.9.1945 г.
Эшелон наш двигался в сторону фронта. Останавливались на станциях, настраивали работу всех служб. У нас были паровозники, вагонники, движенцы, связисты, путейцы, ОРС, каждая служба выполняла свою работу. Нам всем выдали серые шинели и кирзовые сапоги.
На Украине на наш эшелон налетел самолет и попал в первый вагон. Многие успели выбежать, одна наша движенка погибла. Потом часто приходилось идти пешком по посадкам, а эшелон тихо двигался.
Станции, на которых стоял наш штаб, - Ростов, Тернополь. В Станиславе я целый месяц работала, чертила схемы при штабе какой-то армии (не помню). Потом Коломыя (ее три раза бомбил немец), Хиров, Бреслау, Штейнау, Лигниц, Дрезден, и прибыли в Берлин.
В Берлине мы стояли недолго, были у стен рейхстага, но туда экскурсии уже были запрещены. Из Берлина нас стали отправлять домой, я приехала 6 октября 1945 г.
Опять стала работать в дистанции пути техником. Путевое хозяйство находилось в плачевном состоянии, и приходилось много работать.
По приезде из ВЭО-24 в отдел кадров пришел приказ о присвоении всему составу ВЭО-24 звания участников Великой Отечественной войны.
Любимые правнуки - Саши, названные в честь деда |
В 1950 г. к нам в ПЧ пришел на работу вернувшийся с двух войн разведчик Александр Завада. Мы с ним познакомились и больше не расставались. Поженились, он год учился на мостового мастера, затем в техникуме, в РИИЖТе в Ростове.
У нас двое сыновей: Анатолий и Сергей. У них родились дети: у Толи – Артур и Оксана, у Сережи – Денис и Рома. Мы с мужем помогали растить внуков и физически, и материально. Все они окончили институты, имеют высшее образование. Артур живет в Краснодаре, работает на телевидении. Оксана и Денис работают на ответственных должностях в Тихорецке, А Рома покоряет Москву.
Еще трое правнуков: отличница Катюша и два Саши в память о прадедушке, который ушел из жизни в 2008 г.
У меня хорошие невестки - Нина и Люда, с которыми за всю жизнь не было никаких конфликтов.
Сейчас дети и внуки уделяют мне много внимания, помогают кто чем может, и я от чистого сердца благодарю всех и желаю им крепкого здоровья, семейного благополучия.
Я горжусь ими и смело могу сказать, что жизнь прожита не зря.
Совет ветеранов Северо-Кавказской железной дороги постоянно поздравляет нас с Днем Победы. А в 2011 г. нас, ветеранов ВОВ, приглашали на встречу в управление дороги, где лично начальник дороги поздравил с Днем Победы.
Еще особо благодарю своих путейцев: председателя совета ветеранов А. Олейникова, секретаря совета ветеранов З. Речкину, начальника отдела кадров ПЧ-6 Л.Сариеву, председателя профкома Г. Карташеву за чуткое ко мне отношение, они никогда не забывают поздравить меня с Днем Победы, с днем рождения.
Хочу пожелать счастья всем им, отличного здоровья. С днем железнодорожника!
Фото из семейного архива и Олега Рыженко.