Почтовая открытка №1. Ж.д. вокзал |
Мы уже публиковали материал С. Квашина "ОБЪЕКТИВная история", где автор познакомил наших земляков с историей фотографии на тихорецкой земле.
Сегодня предлагаем другую, не менее интересную публикацию Сергея об истории почтовой открытки.
Что такое филокартия?
Старые почтовые открытки (почтовые карточки, открытые письма) начала XX века являются своеобразными памятниками культуры и представляют отдельную область коллекционирования – филокартию. Здесь всё имеет значение: адреса, почтовые или иные штемпеля, письменные сообщения, сам тип открытки, её внешнее оформление. Прошедшим почту открыткам добавляет коллекционную ценность наличие редкого почтового штемпеля. Например, сюда относятся штемпеля земской почты, вокзалов, почтовых вагонов.
Рост популярности видовой открытки в Кубанской области находился в тесной взаимосвязи с развитием краеведческого движения. В частности, созданное в Екатеринодаре в 1897 году Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), имевшее целью всестороннее изучение Кубанской области, отводило важное место фотографированию достопримечательностей края. Издатели в свою очередь обращались к фотографам в поисках выразительных снимков для своих открыток.
При этом надо помнить, что открытки эти были и остаются хранителями краеведческих знаний. Ведь в них содержится информация по самым разным вопросам местной истории, архитектурному, этнографическому, социологическому аспектам.
Почтовая открытка №2. Ж.д. вокзал, снимок сделан с нынешней Привокзальной площади, где стоит памятник В.И. Ленину |
Кроме того, открытки могут нести такую дополнительную краеведческую информацию, как, например, какой-нибудь примечательный адрес, текст, содержащий любопытные краеведческие подробности, признаки, позволяющие датировать не только выпуск открытки, но воспроизведенный на ней снимок.
Первые открытки станции Тихорецкой были чёрно-белыми
На станции Тихорецкой в то время еще не сформировался свой собственный круг издателей, так как преимущественно ими становились владельцы очень крупных книжных магазинов и сотрудничавших с ними фотографов.
Как известно, на ст. Тихорецкой еще с 1895 г. существовала фотомастерская Викентия Венцековича Роллера, занимающегося в основном портретной фотографией (об этом мы рассказывали нашему читателю в прошлом году). А вот занимался ли В. Роллер видовыми фотосъемками станции и близлежащего хутора Тихорецкого, выяснить, к сожалению, не удалось.
Дореволюционных открыток по Тихорецку было издано меньше, чем по любому другому городу Кубанской области. Среди почтовых открыток того времени преобладали серии открыток с черноморскими городами Кубани, такими, как Сочи, Новороссийск, Ейск, Анапа, а также крупными городами центральной и восточной части Кубани - Екатеринодаром, Армавиром. Этим городам были присуще целые серии открыток, выполненных по заказу разных издателей, общее количество которых доходило до 70 штук. Нередко они были выполнены в цвете.
Почтовая открытка №3. Вокзальная улица |
Что касается тихорецкой серии открыток, то они были все черно-белые.
Так кто же их печатал?
Издательством тихорецкой серии открыток занимались две компании: товарищество «Контрагент печати» П.Д. Ефимова в Москве и Контрагентство А.С. Суворина в Санкт-Петербурге, на основе действующего с конца XIX века дела известного русского издателя, публициста и беллетриста Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912).
В 1911 г. компания Суворина была реорганизована в «Торговый дом» в образе «Товарищества на вере» под фирмою «Контрагентство А.С. Суворина и К». Данное агентство имело монопольное право на торговлю издательской продукцией - газетами, журналами, дешевыми книгами и почтовыми открытками с видами городов и станционных поселков, на железных дорогах страны.
По договору с Министерством железных дорог агентство распространяло почтовые открытки через арендованные им вокзальные и станционные киоски, которых по стране насчитывалось 1600.
К 1913 году агентству удалось наладить розничную торговлю почтовыми открытками, да так, что из 1280 городов России в 409-ти из них продажа велась в киосках.
Почтовая открытка №4. Вход в железнодорожный акациевый сад |
Что касается собственно производства открыток, то в этом отношении лидировала Москва. Значительное число издателей, в том числе «Контрагентство А.С. Суворина и К», обращались к услугам московской полиграфической фирмы «Фототипия Шерер, Набгольц и К».
Ландшафт и панорамные картины старого города
Быстро развивающаяся станция Тихорецкая вызывала у публики большой интерес, и не удивительно, что она стала одним из популярных объектов для издания немногочисленных видовых открыток.
В целом пространственный облик станции Тихорецкой начала XX века вполне соответствовал статусу крупного железнодорожного узла и отчетливо отражал общероссийские архитектурные и градостроительные тенденции. В находившемся по соседству хуторе Тихорецком гармонично сочетались элементы казачьей старины с новомодным на тот момент стилем модерн (в южнороссийском его варианте) и «провинциальной эклектикой», и все это дополнялось пышным зеленым нарядом улиц и кубанской ризницей на фасадах домов.
Образ именно такого, теперь уже отстоящего более чем на столетие, города Тихорецка доносят до нас видовые фотографические открытки.
В Тихорецком историко-краеведческом музее хранятся дореволюционные открытки с изображением видов станции Тихорецкой, состоящие из 12 штук и датированные примерно 1912 годом.
Почтовая открытка №9. Вокзальная улица. Гостиница |
Стараниями сотрудников музея, а также людей, не безразличных к истории Тихорецка, удалось собрать полный набор серии открыток станции Тихорецкой того времени. Посильную помощь в этом деле оказал почетный железнодорожник Юрий Степанович Иванько, который передал в дар музею недостающие до полного набора почтовые открытки.
Почтовые карточки ст. Тихорецкой включают в себя обилие разнообразных сюжетов, начиная от вроде бы самых будничных, малозначащих деталей городского ландшафта и заканчивая панорамными картинами города. По изображениям на этих открытках можно подробно представить облик и быт тихоречан того времени.
12 – число счастливое
При всем разнообразии запечатленных видов станции Тихорецкая, издатель А.С. Суворин придерживался определенного набора сюжетов, например виды с «высоты птичьего полета» (открытки под № 6,8,10,11,12) или виды центральных и периферийных улиц и кварталов (открытки под № 3,4,5,7), железнодорожного вокзала, гостиницы (открытки под №1,2,9).
Почтовая открытка №10. Общий вид ст. Тихорецкой |
Кстати, на почтовых карточках под номерами 6,7 и 8 на заднем плане виднеется купол и колокольня Николаевской церкви, находившейся тогда на углу улиц Шатировской (нынче Красноармейской) и Церковной (нынче Чернышова).
Скорее всего, фотоснимки для этих открыток были выполнены наемным фотографом, работающим при издательстве А.С. Суворина.
На почтовой открытке под № 4 изображен большой железнодорожный акациевый сад, а именно вход в него, в виде красивой деревянной арки. На левой стойке арки было высечено «ВЛК», а на правой «ЖД», невольно напоминающий посетителям сада, как местным жителям, так и приезжим, о том, что станция Тихорецкая всецело подчинялась обществу Владикавказской железной дороги.
На открытке под № 10 изображен общий вид станции Тихорецкой с высоты птичьего полета. Здесь видна и водонапорная башня, обеспечивающая жителей питьевой водой, и кирпичное двухэтажное здание одной из контор железнодорожного предприятия. Левее от здания видны также кирпичные складские помещения. За зданием конторы видны грузовые вагоны подвижного состава того времени. За железнодорожным полотном – чистое поле, понятия «той стороны» еще не будет как минимум 20 лет.
Почтовая открытка №11. Общий вид ст. Тихорецкой |
Вместо послесловия
Сейчас, спустя столетие, все эти почтовые открытки вызывают восхищение. Однако ценность их не только в этом. В годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления город Тихорецк потерял большую и лучшую часть архитектурных памятников. Старинные почтовые открытки сегодня – едва ли не единственный способ познакомиться с обликом Тихорецка начала прошлого века.
Фотографии начала XX века, напечатанные на открытках, являются ценнейшим историческим источником, дающим возможность наглядных исторических реконструкций.
Кроме того, сегодня, когда город Тихорецк стремительно меняет свой облик, неизбежно теряя былые черты, его фотографические изображения служат напоминанием о тихорецкой старине.
И такое напоминание обязательно должно стать основой познания истории нашей малой родины.
Сергей КВАШИН.
Остальные открытки можно посмотреть в Фотоальбоме.