работают в Свято-Успенском храме.
После встречи с художником Вячеславом Пахомовым перевернулось представление не только о художественном ремесле, но и об иконописи в принципе. Теперь не получается смотреть на иконы как прежде. Устремляешь взор на святой лик, видишь взгляд необычайной чистоты, но ненароком ищешь… руки. Такие чуткие, отзывчивые, участливые, заботливые… молящиеся руки. Вспоминается картина с одноименным названием немецкого художника Альбрехта Дюрера. На его "Молящиеся руки" можно смотреть часами. Молитва сама начинает звучать внутри тебя, как будто это твои руки вознеслись, прося Всевышнего о прощении и спасении!*
Реконструкция внутри нашего Свято-Успенского храма сейчас напоминает роспись шкатулки. Красивая, тонкая и ответственная работа. Только здесь еще и масштабы удивляют. Специально для этой трудоемкой и кропотливой работы пригласили группу из иногородних художников-иконописцев. В мастерской Пахомова 12 творцов, как будто по числу апостолов, плюс еще одиннадцать столяров. За 18 лет эти мастера кисти расписали около 20 храмов. Иконостасы и киоты этих художников украшают Никольский собор в г. Кисловодске, кафедральный собор Архангела Михаила г. Пятигорска, Андреевский собор г. Ставрополя, храм Преображения Господня г. Изобильного и др. Можно с уверенностью сказать, в надежные руки и проверенные кисти отданы вековые стены нашего храма.
Поймать главного мастера кисти было не так-то просто. Вячеслав Пахомов не только главный художник, начальник мастерской, он знаменщик. Он разрабатывает композиционное решение росписи, отбирает сюжеты, учитывая пожелания заказчика, и берет на себя особо сложные и важные фрагменты росписи (Вячеслав, кстати, будет расписывать купол Свято-Успенского храма). Но и хозяйственные вопросы никто с него не снимал: где и какой краски купить, документы оформить и т.д.
У Вячеслава Валентиновича три художественных образования: Тбилисский техникум художественной обработки дерева, Ставропольское художественное училище и художественно-графический факультет КубГУ. Не знаю, как художниками, а иконописцами точно рождаются, обратите внимание, как он отвечает на вопрос: "Когда поняли, что нужно писать не картины, а иконы?"
- На третьем курсе художественного училища. Посетил кафедральный Андреевский собор, там реконструкция велась и работали турки. А я возьми и возмутись, что, русские хлопцы не могут расписывать стены родного собора?! Вот теперь расписывают.
Удивлял Вячеслав на протяжении всего разговора. Вот вы сами подумайте, что труднее всего изобразить? Глаза? Нет. Лицо? Нет. Вячеслав сказал - руки!
- Когда ко мне в мастерскую устраиваются художники, я им даю кусок дерева и задание нарисовать руки. Только настоящий мастер сможет изобразить ансамбль из 29 косточек и 34 мышц. Если сумел изобразить руки, то и все остальное сумеет.
А ведь и правда, руки - сложный элемент, но какой он выразительный! Порой руки передают эмоции больше, чем лица. Когда В. Пахомов рассказывал о хитросплетениях сухожилий и уникальности кожи, у меня перед глазами возник нательный крестик. Теперь точно знаю, на кресте не руки Господа, а крылья израненной птицы.
- Чтобы быть иконописцем, одного художественного образования мало, надо быть христианином и человеком в полном смысле слова, - добавил В. Пахомов. - Я этого и от себя требую, и от своих коллег. Жить полотнами храма не получится без жизни в самом храме.
- Но все-таки интересно, вы не скучаете по богемной жизни художников - выставкам, фуршетам, славе?
- Абсолютно нет. У них такая борьба за место под солнцем, зачем мне эти склоки?! К тому же мне удается работать в разных стилях. Рисую картины, делаю эксклюзивную мебель, пишу иконы. Мы пишем энциклопедию священной истории, благоукрашаем храмы, создаем молитвенное настроение у прихожан. Разве это можно променять на какие-то фуршеты?
- В каком стиле наш храм расписываете?
- Академическом, пишется он масляными красками, но это не наш выбор. Свято-Успенский храм построен в архитектуре XIX века, тогда был развит именно этот стиль. Стилей и техник много, очень много приемов, правда, все они поддаются четким правилам, иконопись - это точная наука.
- Наука не допускает никаких отклонений от правил, а как же творцу считаться с творческими амбициями?
- Поверьте мне, там море возможностей проявить свои индивидуальные особенности: свое видение цвета и света. К примеру, есть образ Иоанна Златоуста. Этот образ всегда узнаваем, но ни у одного художника он не повторяется. И нужно понимать различия между портретом и ликом святого. У этих композиций разные задачи. В портрете мы показываем характер. А в образе - духовность, мученический опыт или подвижнический. Святость безэмоциональна, бесстрастна, поэтому взгляд всегда должен быть чистым и ясным. Никаких эмоций. Это достаточно сложно.
- Вы будете расписывать сакральную часть храма - купол, она же самая сложная. Можно назвать эту работу «высшим пилотажем»?
- Это равносильно, если бы вы спросили, какая часть Библии наиболее важная! У меня одинаковый подход к работе, причем к любой. Для меня все важно, я строг к себе, ко всему отношусь ответственно и с душой, в нашей работе важно молитвенное состояние, сосредоточенность.
- Что ощущает мастер, когда разбирают леса и он видит плоды труда?
- Первая мысль, что могло бы быть и лучше. Потом проходит время, я приезжаю в храм, и образы нравятся больше. Наверное, потому что спустя время я воспринимаю уже образ целостно, а не частями, как я его выписывал. Созерцание на расстоянии монументально, снизу совсем по-другому смотрится лик.
- Какой сюжет Священного Писания вы мечтаете написать?
- Мои мечты постоянно меняются, они сопряжены с планами на работе. Пока главная задача - купол. А потом мы приступим к росписи трапезной части храма. Наверно, это и есть мечта - хорошо изобразить там Покров Божьей Матери на центральном потолке.
- Интересный факт, храм расписывает не один человек, кто-то пишет палаты, кто-то одежду, лики, орнаменты, но при этом композиция кажется общей, законченной, как будто творил один художник. В чем секрет?
- Иконописцы отобраны для храма, у каждого опыт работы в конкретном стиле, у них уже такой уровень, как бы это вам объяснить, они пишут под одну руку, словно одной рукой. Но, возможно, не только и не столько в их таланте дело. Хорошо ответила бы на ваш вопрос Светлана Копылова (автор песен-притч), для нее художник - это кисточка в Божьих руках, "и премудрый творец, чтобы мы красоту понимали, через его полотна свой мир открывает для нас".
*А знаете ли вы трогательную историю, связанную с этой гравюрой?
Это «Руки молящегося» - репродукция гравюры, выполненной 500 лет назад христианским художником Альбрехтом Дюрером (1471-1528), жившим в Германии. Дюрер и его брат Альберт мечтали стать художниками. Но семья их была многодетная и очень бедная. Братья понимали, что отцу никогда не собрать средства на учебу в художественной академии. И вот братья договорились подбросить монетку, проигравший должен пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. По окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные картины. Альбрехту повезло в этот день. Он уехал учиться в Нюрнберг. Четыре года брат Дюрера неустанно трудился, но, когда пришло время меняться местами, он уже не мог писать картины, его руки загрубели и потеряли гибкость. Он не стал художником, пожертвовав своей мечтой ради того, чтобы мир обогатился даром брата Альбрехта.
Гравюры, акварели, картины, написанные маслом, резьба и другие работы Альбрехта Дюрера можно увидеть в музеях всего мира. Но самой яркой работой, просто иконой всего творчества Дюрера считается картина художника, которую посвятил он брату. Та, на которой Альбрехт запечатлел измученные тяжкой работой руки брата Альберта. Он назвал эту картину «Руки», но весь мир, открывший сердце этому шедевру, переименовал картину в «Молящиеся руки».