Главная » 2014 » Март » 29 » Христианин, как лев… должен смиряться

Христианин, как лев… должен смиряться

Кто он, откуда и какой, наш Илья Муромец? Именно такое имя закрепилось после хиротонии за нашим владыкой.

Ну ведь так и есть, он духовный «богатырь» нашей новой епархии, он наш архипастырь и епископ, наш Стефан.

Больше месяца мы ждали встречи. И это вполне объяснимо, у епископа Тихорецкого и Кореновского плотный график, очень много работы, много служб. Он посещает свою паству, а это и районные, и  сельские приходы.

Но он нашел время и ответил на все вопросы «Тихорецких вестей». Теперь и вы узнаете, какие телевизионные каналы смотрит владыка, какие оперы любит (и даже поет!), какая опасность скрывается за демократией в Украине,  а также за ремесленничеством в вере и очень распространенным в СМИ понятием - «смиреннословием».

- Владыка, если посмотреть на ваш путь к епископству с самого начала, какое место занимает в нем Кубань? И когда начался ваш монашеский путь?

- В полтора года приехал из Белгородской области на Кубань. Так что хоть и не отсюда родом, для меня все равно этот край родной. По-настоящему люблю Кубань. Нужно питать любовь к нашему особому степному ландшафту, чтобы жить здесь.

Что касается монашеского пути, то могу сказать, что на своем жизненном пути не встречал монахов. Так что меня к этой стезе, как это ни странно, приблизил «белый» батюшка (белое духовенство - священники, имеющие семьи, не монахи).

Произошло это еще во время службы в армии. Я познакомился с настоятелем храма, где был прихожанином. Этот священнослужитель много времени уделял моему воспитанию. Он ориентировал меня на то, что монашество -  преимущественное служение Церкви, оно выше и лучше.

И в семинарии  понял, что это действительно мой путь. Меня подтолкнули к этому решению ректор, нынешний архиепископ Евгений, и владыка Гедеон, тогда он был митрополитом Ставропольским и Бакинским.

- С образованием новой епархии Свято-Успенский храм стал собором. Объясните, что скрывается за этим красивым словом «собор»? И что со сменой статуса нашего Дома Божьего поменяется для прихожан?

- Собор от слова «собираться», и это не здание, как думает подавляющее большинство. Собор - это главный храм епархии, с архиерейской кафедрой. И самым большим (по численности) штатом священников. Экономических и материальных выгод, конечно, нет, если вы об этом.

Просто ваш и наш город Тихорецк теперь является епархиальным центром. И «столица» епархии постоянно упоминается за богослужением. Проще говоря, о Богоспасаемом граде Тихорецке будут чаще молиться.

- Но, наверняка же, что-то изменится в самой структуре Церкви, будут реформы, новшества?

- Да, конечно, работа будет построена несколько иначе. На епархиальном собрании мы образовали новые благочиния и создали аппарат управления. Мы будем уходить, если выразиться условно, от «ремесленничества» в служении священников. Ведь просто священник-требоисполнитель, как ремесленник. Созданная аттестационная комиссия будет проверять уровень подготовки батюшек. Она будет их, выражаясь вашим языком, курировать.

Есть батюшки, прекрасно знающие историю, есть обладатели музыкального слуха и голоса, а есть обладающий коммуникабельными  способностями. В зависимости от уровня подготовки священники будут закреплены за определенной сферой деятельности: работа в воскресных школах, работа с хором или работа с общеобразовательными учреждениями и т.д.

- Какова роль епископа? И как возможно совмещать служение епископа и монаха?

- Монашество предполагает уединение, «монос» означает один, один в молитве. А епископство - это служение апостольское. Да, вы правильно подметили, что приходится совмещать несовместимое.

Значит, так Богу угодно, чтобы я постоянно находился в пучине событий, среди народа. Но ведь мое служение в интересах Церкви, и каждый монах – это послушник Церкви. Куда Церковь направляет, там и должен нести послушание.

Что касается роли епископа, то, как и во все времена, епископ - это архипастырь, первосвященник, который занимается церковно-литургической деятельностью, благовестием, ну и церковно-административную работу никто не отменял. На самом деле целый пласт вопросов, которыми занимается исключительно епископ: бракоразводные процессы, самоубийства и т.д.

- Позвольте личный вопрос: что читаете, смотрите? Вы что-то себе запрещаете лицезреть?

- Запретов нет. Просто есть внутреннее неприятие, понимание, что ты уже вырос из определенных передач. Мне нравится канал «Телепутешествие», хотя длительные поездки и вообще разъезды я не люблю. Всегда смотрю новости, конечно же, смотрю православные каналы «Спас», «Союз».

Книги… В разное время были и есть разные. И Пикуля приходилось читать, и Лескова, люблю Достоевского. Времени на то, чтобы все охватить, как у всех, нет.

Я не равнодушен к оперному искусству, хотя образования музыкального нет. Но у меня был хороший наставник, преподаватель ставропольского института культуры Любовь Петровна Степина. Это она меня научила слушать и понимать оперу и музыку. Родился с голосом, поэтому поставили в архиерейский хор, но когда стал петь, понял, что одного дара мало. Пришлось брать уроки музыки.

Самый лучшие для меня русские композиторы - Мусоргский, Чайковский, а зарубежный - Верди.

Оперы, которые заслуживают внимания - «Хованщина», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Аида», «Леди Макбет».

- Скажите, а что с оперой сегодня, какая она?

- Деградирующая, к сожалению... Опера - элитарное искусство, в нем нужно разбираться. Опера требует определенных знаний вокала, школы, декораций. А сегодня на опере пытаются заработать и из высокого искусства превращают в шоу.

Почему "Хованщину" можно слушать во все времена? Потому что там христианский дух, и писалась она для людей, в которых он был. А сейчас много пошлости в операх.

- Когда мы говорим о физических ограничениях в посту, все понятно, нельзя кушать это и это. А как понять, что  выдержал духовный пост, какие самые главные ограничения?

- Апостол Павел нам  дает установку: «Все мне позволено, но не все полезно". Нужно не забывать, что пост - это не отказ от мяса. Самое главное - не давать повода для соблазнов другим. И второе – бороться с греховными страстями, не злословить, не обижать, не осуждать.

- Сейчас много говорят о себялюбии и самоуважении. Нужны ли они христианину?

-  Гордыня – самый страшный грех. Мы рождаемся уже с этой страстью. Святые отцы говорят, что гордыня - извращенная добродетель. Наша задача - воссоздать того человека, которого задумал Господь. Не того, который сконцентрирован только на себе. Между самоуважением и себялюбием настолько тонкая граница... Нас это самоуважение может увести от Бога. Если мы кичимся своим самоуважением, мы теряем независимость от страстей.

- Недавно прочитала книгу православного автора Андрея Ткачева "Страна чудес". В одном из рассказов он повествует о монахе, который терпел унижения от владельца лавки. Перед тем? как продать послушнику чай и сахар, работник прилавка давал ему пощечину, ссылаясь на слова из Евангелия про удары по одной и другой щеке. В один прекрасный день монах ответил обидчику, ссылаясь на слова в Ветхом Завете "око за око...". У монахов тоже есть граница терпения?

- Могу ответить вам анекдотом на православную тему:

Идет монах. А навстречу ему разбойник:

- Монах?! Правда же, если ударить тебя по левой щеке, подставишь правую?!

Он ему раз с одной стороны, раз - с другой. Но монах говорит:

- В Писании также сказано: «Каким мерилом меряешь, таким и тебе отмерено будет».

И дал ему в ответ.

Ну а если серьезно, то "око за око, зуб за зуб" означает: делай не больше того зла, которое тебе нанесено. Здесь сразу идет ограничение, и нет напутствия мстить любой ценой. Если говорить о тех ситуациях, которые мы с вами озвучили, то здесь просто поверхностное знание Священного Писания. И в этих историях послушникам приходилось открывать глаза своим обидчикам их же методами.

А если вернуться к понятию "прощение", то, конечно, настоящий христианин не будет копить злобу, если он только начнет мстить, он сразу же перестанет быть христианином.

Человек имеет силу отомстить, как лев может откусить голову дрессировщику. Но если животное может смиряться, то что говорить о нас... Нужно смиряться, для того чтобы не разрушить в себе человека. И тут же  нужно понимать, что смиряться и прощать - это не означает попускать вседозволенность других.

- Сегодня очень часто, в том числе и в СМИ, употребляется понятие "смиреннословие"? Что это значит?

- Это когда на словах человек смиренный-смиренный. Можно в рамку поставить для общего поклонения. А на самом деле смиреннословие исходит от сокрытой, глубоко укоренившейся гордыни. Человек смиреннословит для того, чтобы о нем думали высоко. По-настоящему смиренный человек никогда не показывает, не выпячивает свою скромность.

- Этой темы невозможно не коснуться: ситуация в Украине. Не без духовного же кризиса все происходит?

- Конечно, если бы народ был единым в целях, устремлениях, в главном был единым, этого бы не получилось.

Существует целая наука по расшатыванию политических ситуаций в разных странах. Мы подобное уже переживали в 90-е гг. Мы должны понимать, что никто там, будь то Майдан или Манежная площадь, не думает о свободах, демократиях, это все призраки. Массу людей просто направляют и повелевают ею. Везде лишь тотальное насаждение мировоззрения и преследование интересов тех, кто стоит за ширмой.

Но что невозможно человеку, возможно Господу, поэтому нужно молиться, уповать на спасение.

- В одном из интервью нашим коллегам вы сказали, что в Тихорецке будет построено несколько храмов, скажите, у нас не хватает приходов?

- Если говорить о количестве прихожан, то на 10 тысяч человек условно должен быть храм. Просто так храмы никто не строит. Приход появляется тогда, когда люди этого хотят, когда они нуждаются в своем приходе. У нас есть опыт, когда сначала мы образовывали воскресные школы, потом открывали приход. В ст. Незамаевской сельчане сами попросили открыть молельную комнату. Пока она находится в ДК. Есть и алтарь, и иконы. Причем иконы делали дети из школы-интерната ст. Новолеушковской.

Что касается Тихорецка, возможно, здесь появятся два храма. И, возможно, один из них будет расположен в районе элеватора, а другой – в пос. Парковом. Но, повторюсь, возможно! Все зависит от христиан этих районов.

- В нашей беседе прозвучала тема школы. Скажите, какие проблемы в современной школе?

- Основная в том, что педагоги, которые призваны учить чистому, светлому, обучают математике и письму. Сами учителя эту проблему не понимают. Как только Церковь пытается завязать отношения с ними, они сразу преграждают путь, мол, мы и так все, что надо, даем, вот этот минимум (авт. – это касается и религии, этики и общечеловеческих ценностей), а с остальным, когда вырастет ребенок, - определится.

Но тут надо тогда сказать, что пусть он и с математикой, и географией после определится. Пусть сначала вырастет и определяется с предметами, лет в 20 начинает азбуку учить...

Следующая проблема заключается в том, что учителя не готовы преподавать основы православной культуры. У многих до сих пор стереотипы, что Церковь - это что-то темное, мрачное, средневековое, в черных платочках, связанное с гробами, и, как часто учителя сами говорят, Церковь лишает социальной активности школьника.

Думаю, все упирается в миф, что Церковь всех сажает под колпак. Это не так, мы вместе с обществом развиваемся, но не в угоду обществу.

Категория: Тихорецкий район: история | Просмотров: 1652 | Автор: Ольга_МЕЛЬНИКОВА


Всего комментариев: 0
Правила Модерации
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Логин:
Пароль:

Реклама

Реклама 12+
ООО 'РВД-ГидроТехСнаб'
Реклама 12+
ООО ТелеТайм
Стоматология в Тихорецке Эскулап Про
Реклама 12+
ООО «Эскулап - Про»
Рекламное агентство ТихорецкРеклама Тихорецк. Реклама в газете Тихорецкие вести и на сайте www.tihvesti.ru

КарикатУРА!

Календарь публикаций

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Top.Mail.Ru