Главная » 2010 » Апрель » 15 » Наш паровоз - именинник

Наш паровоз - именинник

Паровоз на Привокзальной площади, ставший символом города, отмечает 9 мая 2010 года 35-летие со дня, когда он стал памятником. Подобные памятники есть и в других городах, но, пожалуй, только у нас в Тихорецке именно паровоз на вечном приколе стал визитной карточкой города.
По этой причине он даже участвовал в прошлогоднем конкурсе «100 жемчужин Кубани». Наша «жемчужина» в этом году отмечает 35-летие с момента превращения в памятник. 9 мая 1975 года был открыт памятник-паровоз в Тихорецке.
Самые точные факты – в техпаспорте
В историко-краеведческом музее материалов о монументе немного, всего одна папка. Зато среди этих материалов – технический паспорт паровоза серии СО № 17-12. К сожалению, записи там есть только с 1942 года. Хотя, судя по одной из записей, построен паровоз был значительно раньше – в 1935 г. Возможно, первый техпаспорт паровоза был утерян. Так вот, первая дата в техпаспорте, находящемся в музее, - 18 июля 1942 г. В это время паровоз был приписан к депо Всполье Ярославской ж/д. После войны паровоз передавали в депо Льгов Московско-Киевской ж/д, затем в депо Люблино, Бирюлево и Кашира Московско-Курской ж/д.
Ежегодный пробег паровоза тоже фиксировался в техпаспорте, тоже с 1942 г. Например, за этот год СО 17-12 накатал 28149 км, за каждый последующий военный год - и того меньше: по 18-20 тыс. км. А уже за 47-й год «пробежал» 50673 км, а за 49-й - 60507. Одно дело – работать в мирных условиях, и совсем другое – прорываться под обстрелом, бомбежкой и потом долго залечивать боевые раны.
В сведениях о ремонте последняя запись такая:
«26.VI.72 г. Депо Тихорецк С.Кав. ж.д.». Последняя дата, зафиксированная в техпаспорте паровоза: «25.10.1973, меняли втулки и золотники» - тоже сделана в Тихорецке. Подпись под записями о ремонте ясно указывает на фамилию, начинающуюся с Бочар – Бочаров, Бочарников?
Есть в музейной папке и газета «Ленинский путь» от 9 мая 1975 г. со статьей тогдашнего начальника Тихорецкого локомотивного депо В. Гаврилова о паровозе СО 17-12 «Паровоз-воин». В ней автор упоминает фамилии машинистов, которые вели паровоз, 10 мая 1945 г., прибывший на Силезский вокзал Берлина, - Алексей Смирнов и Анатолий Жданович. Об установке памятника не сообщается.
25 июля 1975 г. в газете «Гудок» вышла статья «Паровоз на пьедестале». Автор её – И. Ветров, бывший заместитель начальника 7-й колонны паровозов особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. В эту колонну входил и наш паровоз. В статье содержится много интересных фактов. Например, то, что в паровозную бригаду входила и жена Анатолия Брониславовича Ждановича, Серафима Николаевна Жданович, тогда техник 7-й колонны НКПС. В паровозной бригаде числилось 13 человек, а четырнадцатым, пишет автор, был сынишка Ждановичей Бронислав, 1940 года рождения.
Вторым машинистом, как вспоминает И. Ветров, был Григорий Глебов.
Боец-ветеран-монумент
Бывший железнодорожник пишет о военных эпизодах паровоза, который «…видели у берегов Волги и Оки, Северского Донца и Днепра. Однажды в районе Софиевки снарядом повредило дымовую коробку. В другой раз, под Пятихатками, осколками перебило тормозную тягу, а в девяти местах котла и тендере зияли пробоины.
Одним из первых паровоз СО 17-12 доставил воинский состав в освобожденный Донбасс, в числе первых «ступил» на правый берег Днепра в районе Днепропетровска. Затем подвозил горючее и технику в район Корсунь-Шевченковской битвы. Летом сорок четвертого года работал на 3-м Белорусском фронте, водил поезда на Минск, Вильнюс, в Восточную Пруссию».
После того, как в послевоенные годы железного работягу передали из локдепо Москва-Сортировочная в депо другое, его следы, говорит И. Ветров, потерялись.
И вдруг, пишет автор, в 1974 г. он получил письмо от начальника локомотивного депо Тихорецка Владимира Александровича Гаврилова:
«Ещё в 1972 г. мы прочитали ваши статьи в газете «Гудок» под названием «Командир СО». Эта машина в то время находилась у нас в депо на ремонте. Оздоровили мы её на совесть и передали в Ростовское объединенное транспортное хозяйство. Сейчас пришел срок заводского ремонта, а выполнять его нерентабельно. Придется исключить из инвентаря. Но жаль сдавать в металлолом. Вот и решили просить МПС сохранить его для истории».
Заканчивается статья тем, что на открытии мемориала было много гостей. Приехали из Москвы Анатолий Жданович, его жена и их сын Бронислав. Бронислав так же, как и отец, стал машинистом, водит пассажирские поезда.
Малыш под паровозным котлом
А вот что вспоминают наши ветераны.
Николай Григорьевич ДЕДУХОВ:
- Я тогда работал мастером в локдепо. Начальником локдепо был Владимир Александрович Гаврилов, главным инженером – Михаил Гордеевич Буденный, заместителем по эксплуатации – Борис Николаевич Соколов, секретарем парткома – Виктор Иванович Подуданский.
Паровоз прислали в депо порезать на металлолом, а Гаврилов сказал, что машина была в Берлине. Фронтовики-машинисты это подтвердили. Тогда секретарем горкома партии был Филипп Иванович Токаренко. Он вышел на крайком партии, там ему помогли найти подтверждение этому факту.
Но паровоз был не наш, а металл надо сдавать. Комсомолята собрали металл, его сдали взамен, и паровоз стал наш. Восстановили. Тендер во время войны разбомбили, во время последних боев – это подтвердил старший машинист Жданович. А как с чужим тендером ставить? Вот и обложили его камнем в знак того, что он вышел из горнила войны (и заодно чужой тендер прикрыли.- Т.Б.).
У Ждановича на этом паровозе родился сын, он с сыном приезжал (на открытие памятника – Т.Б.). Прятали его под котлами паровоза во время бомбежек, там ящик специальный сделали.
Сын Ждановича тоже стал машинистом.
По «времянке» на вечный прикол
Ростислав Александрович МАЙНИЧ:
- Буквы и всю работу с металлом на паровозе-памятнике делал Николай Федотович Бугаевский, я ему помогал.
В восстановлении паровоза участвовало локдепо и восстановительный поезд. Тащили его на место по «времянке» - протянут, потом рельсы сзади разберут, вперед перекинут. А кран предоставил восстановительный поезд.
Георгий Георгиевич БОНДАРЕВ:
- Занимался организацией (доставки паровоза к месту в парке –Т.Б.) Борис Петрович Васильев, в то время он был в горкоме комсомола (видимо, первым секретарем – Т.Б.).
В первую годовщину установки памятника здесь был машинист (Жданович? – Т.Б.) с женой. Он был невысокого роста.
Геннадий Григорьевич МИХАЙЛИЧЕНКО:
- Я живу около столовой № 33 локдепо. Мимо нас тащили тот паровоз. Занимались всем три организации – локдепо, ПЧ-6 и восстановительный поезд. Локдепо ремонтировало и красило. ПЧ-6 укладывало рельсы и шпалы. А восстановительный поезд тянул большим тягачом, вроде танка, по рельсам мимо столовой, клуба.
Стихи в честь именниника
Необычный отклик пришел от наших читателей Валентины Ивановны, Ивана Павловича и Виталия Ивановича КОЛОСОВ – они прислали стихотворение. Написал его глава семейства Иван Павлович Колос. Вот это стихотворение:
Легендарный паровоз
Овеян славой и легендой гроз,
На площади, как памятник, стоит
Утесом русским ратный паровоз,
Под солнцем мирным краскою горит.
Великий труженик военных лет,
В боях он был солдатом,
Когда в Берлин доставил свет,
Войну закончив в сорок пятом!
Сквозь тьму и град, огонь и ливень,
Отметки сделав на дороге,
Он помогал советским людям
Громить врага в его берлоге.
Давно минули дни войны
И отгремели залпы взрывов.
Стоит теперь он на скале
В честь русской славы – всем на диво!

Мы ещё о нём споём
Вот так наш паровоз потихоньку обрастает историей, становится фактом литературы. Так и должно быть и бывает с символами городов: они запечатлены не только на открытках, марках и сувенирах, но и в литературных и исторических произведениях, в фольклоре. От нас зависит, чтобы и наш воин и работяга, наш СО 17-12 был не просто монументом, а родным и привычным, настоящим знаком города, возникшего из железнодорожной будки, города железнодорожников Тихорецка.
Пишите нам, если вспомните еще какие-нибудь факты о паровозе. Он этого заслуживает.

Категория: Тихорецкий район: история | Просмотров: 8279 | Автор: Татьяна_БУЯНОВА


Всего комментариев: 4
Правила Модерации
1 Anm-Design  
Отлично и очень познавательно. После прочтения подобных статей я люблю свой город еще больше.

2 Vilis  
На этом паровозе отец мой кочегаром был в 1945 году

3 Редактор  
А не хотите поделиться воспоминаниями о нем?

4 Vilis  
Отец был неразговорчивым, а что касается войны - как настоящий фронтовик, он практически ничего о ней не рассказывал. Только махнет рукой, да и все, Так и не знаю, за что медаль "За отвагу" получил.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Логин:
Пароль:

Реклама

ERID: 2VfnxvhJF7e
ИП Елена Евгеньевна Казинцева
Реклама 12+
ИП Елена Евгеньевна Казинцева.
ИНН 232100449408
ERID: 2VfnxyPRpJk
ООО ТелеТайм
Реклама 12+
Заказчик ООО «Телетайм». ОГРН 1062321001236
ERID: LdtCKGNo2
Магнит
Реклама 12+
ИНН: 7826084060 Заказчик ООО Тепличный комплекс «Зеленая линия»
ERID: LdtCKPjLE
Стоматология в Тихорецке Эскулап Про
Реклама 12+
ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ.
ООО «Эскулап-Про» Лицензия ЛО-23-01-008711 от 01.06.2015 г. выдана МЗКК. ИНН 2321009425
ERID: LdtCKYoLN
Тиристическое агентство «Тихорецк» в Тихорецке
Реклама 12+
ООО «Турагенство «Тихорецк» ИНН 2321015997

КарикатУРА!

Календарь публикаций

«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0

Top.Mail.Ru