На сайте главной газеты железнодорожников - "Гудок" появилась статья о нашем железнодорожном вокзале:
"В редакцию пришло письмо от активиста-общественника Юрия Ткачева из Тихорецка Краснодарского края об удручающем состоянии социальных объектов РЖД. Так ли это на самом деле, и как можно исправить положение дел, разбирался корреспондент «Гудка».
«Жители города Тихорецка уже несколько лет ведут борьбу за восстановление социально значимых объектов ОАО «РЖД» – узловой больницы, детского сада для детей железнодорожников, вокзала. Эти объекты закрыты для жителей Тихорецка и постепенно разрушаются. Решения Тихорецкого городского суда по восстановлению больницы не выполняются. Детский садик «Теремок» превращён владельцем в свалку».
Письмо немаленькое, эмоциональное, со ссылками на местные СМИ и решения судов. Но лучше один раз увидеть, чем семь раз прочитать.
«Ну и как вам наш вокзал?» – встречает меня саркастическим вопросом Юрий Ткачев на перроне станции Тихорецкая. Сейчас здесь 60-тысячный город, выросший из посёлка на 40 с небольшим человек.
Городской вокзал действительно представляет собой печальное зрелище. Обшарпанное, когда-то кирпично-оранжево-белое здание сегодня стыдливо скрывается за забором. Потёкшая побелка и полуразвалившиеся оконные рамы наложили на «лицо города» неприятный отпечаток. Причиной его закрытия в уже далёком 2006 году послужил тот факт, что в зале ожидания обрушилась часть потолка.
«У нас и постановление суда имеется о том, что вокзал необходимо восстановить», – горячится Ткачев.
Действительно, судебное решение от сентября прошлого года обязывает Дирекцию железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним обременение на объект культурного наследия регионального значения «Вокзал железнодорожной станции Тихорецкая»… В срок до 22.04.2016 оборудовать и предоставлять услуги комнаты матери и ребёнка, комнаты длительного отдыха…
Впрочем, с этим решением железнодорожники и не спорят.
«Ещё в прошлом году мы оформили охранные обязательства на объект культурного наследия и подготовили задание на разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, – говорит главный инженер Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов Игорь Гуленко. – Согласно обследованию ориентировочная стоимость реставрационных, общестроительных работ, работ по ремонту внутренних инженерных систем составит более 100 млн руб. без НДС».
В Дирекцию тихорецкий вокзал был передан уже в аварийном состоянии и в закрытом для пассажиров виде.
Безусловно, он требует ремонта, но ведь не он один. По словам специалистов, главная и при этом дорогостоящая сложность – это именно сохранение исторического вида при проведении работ. По сути, было бы даже дешевле просто снести и на этом месте построить новый вокзал.
«Мы сегодня ведём крупномасштабные работы по вокзалам в Сальске, Гудермесе, Грозном, – говорит Игорь Гуленко. – Где-то проводятся экспертизы, где-то строится новый вокзал. Но работаем и по Тихорецку. Так, нами направлено письмо главному инженеру Дирекции железнодорожных вокзалов о включении работ по реконструкции вокзального комплекса Тихорецк в инвестиционную программу ОАО «РЖД». На прошедшем в июне техсовете для производства работ по реконструкции вокзального комплекса согласовано финансирование. Ожидаем, что уже в следующем году здесь начнутся строительно-монтажные работы».
Так что обновлённому вокзалу в Тихорецке быть, и быть довольно скоро. Впрочем, и сегодня нельзя сказать, что пассажирам некуда податься. Железнодорожники оборудовали в отдельно стоящем кассовом павильоне зал ожидания, действует камера хранения.
«В среднем в сутки пассажиропоток у нас примерно 280 человек, – говорит начальник вокзала Руслан Гнездилов. – Летом, конечно, больше, порядка 350 пассажиров дальнего следования. В зале ожидания установлены мягкие сиденья, кондиционер, действует охрана. Словом, для пассажиров созданы достойные условия».
Что касается детского сада и больницы, то и здесь проблемы оказались частично решаемы.
Детский сад «Теремок» был закрыт в 2002 году по программе вывода непрофильных активов. Здание выставили на торги, однако своего покупателя оно так и не нашло. Территория бывшего детского сада действительно сегодня напоминает свалку. Здание пребывает в весьма плачевном виде, но вина ли в этом железнодорожников или некоторых местных жителей, которые, несмотря на окружающий здание забор, облюбовали это место для различных деяний, не слишком приветствуемых законом.
«Учитывая социальную значимость этого вопроса, сегодня рассматривается возможность об отчуждении вышеуказанного имущества в муниципальную собственность», – говорит начальник отдела по работе с органами власти Северо-Кавказской дороги Станислав Канька.
Одновременно с этим в здании бывшей местной узловой больницы будет оборудован ведомственный детский сад. Сейчас готовится проектно-сметная документация, а в течение пары лет планируется провести капитальный ремонт.
Почему именно в здании ведомственной больницы? Потому что она оказалась ненужной городу в прежнем качестве. Решение о ее закрытии было принято в первую очередь в связи с неполным включением стационара в систему обязательного медицинского страхования.
Так, по данным департамента здравоохранения ОАО «РЖД», в 2008 году муниципальный заказ составил всего лишь 6,6% от общего количества коек. В том же году местная городская администрация сообщила железнодорожникам, что для оказания помощи населению достаточно существующих мощностей муниципальных учреждений здравоохранения и потребность в круглосуточном стационаре узловой больницы отсутствует.
Таким образом, если подвести краткие итоги этого небольшого расследования, то получается следующее: восстановление вокзала Тихорецка начнётся уже в следующем году; также в течение года-двух в городе появится детский сад с прекрасной территорией и отремонтированными корпусами; лишь больницу в соответствии с потребностями города (вернее, их отсутствием) железнодорожники пока восстанавливать не планируют.
Игорь ЕВДОКИМОВ, соб. корр. «Гудка». Фото автора