На здании редакции «Тихорецких вестей» размещены сразу две мемориальные таблички, посвящённые Григорию Морозову и его подвигу. Одна, старая, – со стороны центральной городской площади, вторая, новая, – с улицы Меньшикова.
Что мы знали о Григории Морозове до сегодняшнего дня?
Вот что писала о нём наша газета в январе 2018 года.
Здание редакции местной газеты в Тихорецке напоминает потомкам о подвиге первого секретаря райкома партии ВКП(б) и руководителя партизанского отряда, казнённого в застенках гестапо в 1942 году.
Григорий Дмитриевич Морозов родился в 1906 году в многодетной крестьянской семье (из 12 человек!) в деревне Бычки Курской области (ныне Орловской). Учился в сельской школе, нанимался батраком. В начале 20-х годов работал переписчиком, секретарем народного суда. В конце 1920-х (по другим данным – в 1930 году) в числе 25-тысячников был прислан в станицу Фастовецкую для помощи в организации колхозов.
Уже на Кубани Григорий Морозов окончил с отличием Ленинградскую партийную академию и стал секретарём комсомольской организации, потом политруком, а 25 октября 1939 года был избран первым секретарём Тихорецкого райкома партии.
Григорий Морозов (сидит за столом) на призывном пункте, 1941 г. |
С началом Великой Отечественной войны Григорий Дмитриевич возглавил штаб по эвакуации заводов, транспорта и специалистов в тыл, одновременно продолжая заведовать севом, уборкой урожая и бесперебойной работой всех отраслей хозяйства.
- Когда немцы уже подходили к Кубани, прадед был назначен руководителем партизанского отряда в тихорецкой зоне, - рассказывал правнук героя Сергей БАБАНОВ. - Вместе со своим отрядом, который в основном состоял из руководящего состава района, учителей, ответственных работников, он ушёл из города в степи. Однако борцы за свободу продержались недолго - их выдали фашистам предатели.
«Десятки тихоречан вспоминали, как после пыток в гестапо тащили в мороз босого, без шапки, через центр города секретаря райкома Морозова в арлаг (рабоче-строительный лагерь) в районе птицекомбината, - писал в своих книгах по истории Тихорецка краевед Евгений СИДОРОВ, главный редактор нашей газеты. - Как он там, на снегу, весь в кровоподтеках, со связанными руками, раздетый, приходил в себя. Однажды его привязали на веревке за мотоциклом и издевательски протащили от гестапо до переходного моста на вокзале.
После долгих истязаний в тихорецком гестапо фашисты, так ничего не добившись, как важного заключенного Г.Д. Морозова отправили в Краснодар. Там руководителя тихорецкого подполья тоже долго допрашивали, зверски пытали. Он был замучен в гестаповских застенках».
Добавим, что ни могилы, ни места захоронения Григория Дмитриевича родные так и не нашли... В Тихорецке память о нём хранят две мемориальные доски на здании старого райкома партии на углу улиц Октябрьской и Меньшикова, а также мемориальный комплекс у Вечного огня на площади Победы имени Жукова.
Наталья Бабанова с сыном Сергеем и внуками Вероникой и Артёмом – внучка, правнук и праправнуки Григория Морозова. (Фото из архива семьи Бабановых). |
- Мой прадед не имел никаких наград, но, по воспоминаниям знакомых и друзей, был преданным Родине коммунистом, несгибаемым патриотом и просто очень порядочным человеком, - делился Сергей БАБАНОВ. – В 2017 году, когда в Краснодарском крае проходила краевая поисково-просветительская экспедиция «Имя Кубани», Григорий Морозов стал лауреатом в номинации «Боевое имя Кубани». Именное свидетельство лауреата поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани» за деда получила моя мама Наталья Бабанова, педагог с почти 40-летним стажем.
Новые (и бесценные, с точки зрения «Тихорецких вестей») подробности об аресте Морозова нашлись в подшивках «Ленинского пути» (одно из бывших названий районки) более чем полувековой давности.
Оказывается, в 1968 году журналисты тоже работали с архивами нашего издания за 40-е годы прошлого века – до наших дней они, увы, не дошли. Читаем один из материалов серии под названием «Летопись 50 лет» в номере от 17 февраля 1968 года.
«1943 год, 24 марта. В «Ленинском пути» опубликован отчёт об открытом заседании Военного трибунала. Рассматривалось дело предателей, схвативших и отдавших в руки гестапо первого секретаря Тихорецкого райкома ВКП(б) Григория Дмитриевича Морозова. Перед трибуналом предстали ублюдки Корольков, Сердюков и Щербаков. Выслуживаясь перед гестаповцами, они арестовали Морозова на квартире у Сердюкова. За эту подлую «работу» Сердюков получил от гестапо 1000 рублей, а Корольков – 500 рублей.
Оставшийся в тылу врага для руководства партизанскими силами Г.Д. Морозов сам пришёл к Сердюкову, считая, что пришёл к родным (Сердюков доводился ему двоюродным братом). Жена Сердюкова подала воду умыться, потом накормила. А когда Морозов уснул, Сердюков забрал оружие руководителя партизанского подполья и побежал сообщить о нём старосте Королькову. Арест производил полицай Щербаков.
Все три предателя по приговору трибунала были расстреляны».
Вот такая, друзья, история - то ли Каина и Авеля, то ли Иуды, предавшего Иисуса Христа за 30 сребреников…
Улица имени… кого?
Иногда случаются совпадения, которые иначе, как знамениями, не назовешь. Как только журналист приступил к сбору материала о Морозове, в его кабинете раздался стук.
- Здравствуйте, можно? – заглядывает в дверь хрупкая интеллигентная женщина. - Я понимаю, что не по адресу, но, может, вы подскажете, куда и к кому мне лучше обратиться? Дело в том, что мы с сыном собираем материал о Григории Морозове…
После пароля «Морозов» диалог пошел как по маслу. Оказалось, гостью интересует не столько личность тихоречанина, сколько улица его имени. Вот только… его ли?
- На той стороне Тихорецка есть улица имени Морозова, - обстоятельно объясняет Ольга. – Но дело в том, что никаких данных о ней нам не удалось пока найти. Только название – «имени Г. Морозова».
Понимаете, наш Григорий Дмитриевич – не единственный знаменитый Морозов! Есть еще Георгий Андрианович Морозов - участник Великой Отечественной войны и Герой Советского Союза. Да и в Тихорецке есть много улиц, названных в честь известных людей, которые не имеют отношения к нашему городу…
В 2017 году Григорий Морозов стал лауреатом номинации «Боевое имя Кубани» в рамках краевой поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани». (Фото из архива). |
(Полностью материал читайте в газете "Тихорецкие вести" от 25 января 2024 года. Продолжение следует).