Во время региональной недели депутат Госдумы Алексей Ткачев побывал в филиале Кубанского государственного университета в городе Тихорецке, где обсудил с преподавателями вуза проблемы внедрения профстандартов.
Директор филиала, кандидат социологических наук Елена Астанкова обозначила причины и необходимость происходящих изменений, как в отечественном профессиональном образовании, так и на рынке труда.
- Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности, - отметила Елена Астанкова.
Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов.
В ходе беседы Алексей Ткачев подчеркнул, что понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. В свою очередь, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Было отмечено, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию таких стандартов на практике.
На рынке труда России в настоящее время осуществляются радикальные изменения, связанные с определением уровня квалификации работников, принципами группировки профессий и должностей, их названиями и характеристиками, введением профессиональных стандартов.
Для работодателей профессиональный стандарт должен стать основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.
Требования к профессиональным качествам работников, закрепленные в профессиональных стандартах, являются основой для разработки образовательных стандартов и программ образовательных организаций.
Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник образовательной организации обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
Стоит задача – сблизить образование и рынок труда. Необходимо не только получить хорошее образование, нужно правильно и эффективно применить полученные знания, - подчеркнул Алексей Ткачев.
Квалификация работников стандартизируется, квалификацию подтверждает сертификат – документ, который свидетельствует о том, что человек обладает определенными навыками и может работать по профессии. Он выдается центрами оценки квалификации (ЦОК), которые сейчас создаются и подчиняются отраслевым советам по квалификациям. Такие советы создаются в разных сферах – строительстве, ЖКХ, образовании. В целом этой сферой управляет Национальный совет по квалификациям при Президенте РФ.
Благодаря профстандартам работники получают возможность определить свой профессиональный уровень, а у работодателей появляется система более подробных и соответствующих современному уровню нормативно-правовых документов, которые способствуют созданию качественных должностных инструкций и совершенствованию оценки результатов труда работников.
Вместе с тем, подчеркнул Алексей Ткачев, в настоящее время наметилась хорошая тенденция: работодатель отчетливо понимает необходимость инвестиций в подготовку будущих кадров. Сегодня инструментарий инвестирования в человеческий капитал со стороны потенциальных работодателей значительно расширился именно через партнерство с вузами, начиная от профориентации и участия в приемной кампании и заканчивая участием в государственных экзаменационных комиссиях.
Это также совместные с работодателями профориентационные проекты (День карьеры, День открытых дверей, мастер-классы). Набирают обороты партнерские образовательные программы (корпоративная магистратура), соруководство образовательной программой со стороны представителя рынка труда, экспертиза работодателями образовательных стандартов и образовательных программ.
Кроме того, у многих компаний и предприятий есть программы наставничества и поддержки молодых специалистов.