В стране проводится реформа контрольно-надзорной деятельности.
Депутат Государственной Думы Алексей Ткачев отметил, что в рамках нынешней реформы была создана необходимая правовая база. Приняты базовые законы и правительственные документы, вступили в силу изменения в 132 отраслевых закона, 12 общих постановлений Правительства, 80 федеральных постановлений о видах контроля, 2,5 тысяч региональных актов и более 20 тысяч муниципальных.
По информации Правительства РФ были кодифицированы все правила и формы контроля разных надзорных органов. В ходе работы над единым стандартом процедур проверки, количество видов контроля сократилось с 250 до 140. Теперь при назначении проверок используется рискориентированный подход, а сроки их проведения сокращены. Цифровизация всех контрольно-надзорных процедур позволила фиксировать их в федеральной информационной системе.
В начале октября был продлен установленный ранее мораторий на проведение контрольных плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В следующем году надзорные органы не будут проверять организации, кроме предприятий высокого риска. Это правило касается федерального, регионального и муниципального видов контроля.
Народный избранник пояснил, что теперь, согласно вступившему в силу в июле 2021 года федеральному закону в сферу надзора введен рискориентированный подход: частота проверок напрямую зависит от группы риска, к которой отнесён объект контроля.
Парламентарий в этой связи отметил, что совершенствование и унификация правил проверок бизнеса уже позволили сократить виды контроля и сохранить деньги предпринимателей. По оценке самого бизнеса, благодаря доработке норм, правил, законов и положений теперь удается ежегодно экономить более 200 миллиардов рублей.
В настоящее время представители бизнеса, в отношении которых планируется проверка, могут обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное отличие такой формы от обычной проверки в том, что по результатам нет штрафов и наказания. Эта практика уже активно используется в нынешнем году в условиях моратория на плановые и внеплановые проверки.
- Давно возникла необходимость определиться с количеством проверяющих органов и с численностью разнообразных контролеров, - подчеркнул депутат. - Их целесообразно разумно сократить и убрать дублирующие функции.
Подчеркнув важность профилактической работы в деятельности проверяющих органов Алексей Ткачев напомнил, что на Кубани с 1 марта этого года действует мораторий на проведение проверок по контролю за применением контрольно-кассовой техники (ККТ). На территории края зарегистрировано 195 тыс. аппаратов ККТ. В 2021 году по данной тематике было проведено более 3 тыс. проверок, из которых 93% — с выявленными нарушениями. В настоящее время подобные проверки не проводятся. При этом налоговой службой осуществляется мониторинг применения плательщиками ККТ с помощью сервиса ФНС России, а по выявленным в онлайн-режиме нарушениям проводятся профилактические мероприятия в виде вынесения предостережения.
- Предстоит еще большой путь реформирования контрольно-надзорного механизма,-подытожил депутат. – И чтобы сделать систему корректной необходимо больше внимания уделять профилактической работе.
Напомним, что в Краснодарском крае в настоящее время зарегистрировано свыше 68,5 тысяч юридических лиц и почти 208,3 тысяч индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.