Но французы нас уверили, что блины с разными начинками - очень популярное блюдо и во Франции, и они с давних времён пекут блины по своим рецептам. Может быть, эти рецепты оставили им русские во время пребывания в Париже, после поражения Наполеона в ходе Русской кампании в 1812 году? Не удивлюсь, если секреты блинов с грибами, а, может, и с икрой, французы узнали у наших казаков или других представителей славного русского войска!
Как бы там ни было, а мы сидели за столом в «Бистро» и заказывали себе блины с грибами… Запивать французы предложили нам сидром или кальвадосом. Мы не были большими знатоками этих напитков, но пригласившие нас хозяева с удовольствием пополнили наши пробелы в этих познаниях.
Французы традиционно пили вино, а со временем появилось пиво. Ему на смену в 15-16 столетиях пришёл сидр. Исторически сложилось, что типично нормандские напитки – сидр, кальвадос, поммо – совсем не виноградного происхождения – их делают из яблок и груш. Франзузы нам объяснили, что природа предусмотрительна – яблоки она подарила Нормандии в изобилии, как будто знала, что сидра там будут пить больше всего. Он получается из забродившего яблочного сока, известен с античных времён. В Нормандии «яблочное вино» начали изготавливать с 13-го века, а в 15-16 столетиях он стал напитком «люкс», т.е. для знати (простолюдины в то время пили пиво). Целительными свойствами напитка пользовались врачи – он помогал излечиться от ипохондрии, избавиться от камней в мочевом пузыре и почках! Нормандский сидр готовят из сладких и сладко-горьких яблок. Плоды моют,измельчают, отжимают под прессом и полученную массу помещают в чан, закрывают. Идёт естественное брожение в отсутствии воздуха, которое продолжается 4-5 месяцев, и яблочный сок постепенно превращается в сидр…
Ещё один традиционный нормандский напиток яблочного происхождения – кальвадос, который получают путём перегонки сидра. В Нормандии на берегу моря есть два утёса, которые покрыты низким кустарником и издалека кажутся лысыми - по ним моряки ориентировались, чтобы не сесть на мель. Утёсы моряки нызывали «кальвадо» - отсюда и пошло название напитка, как нам объяснили наши французы. Только причём здесь утёсы и напиток кальвадос – мы так и не поняли, да и бог с ним, с этим кальвадосом, мы этот «самогон» знаем не понаслышке, и пробовали его не раз, может, и не из столь благородного сырья, как сидр…
Нам подали на больших глиняных блюдах огромные порции горячих блинов с начинкой из шампиньонов и к ним какие-то французские соусы в глиняных горшочках, 3-4-х сортов. Вкус блинов был потрясающий, и первую порцию мы с капитаном уничтожили с молниеносной быстротой, понимая, что она не последняя. Запивали блины прохладным, вкуснейшим сидром, с каким-то ванильным привкусом, который очень совмещался по вкусовым качествам с блинами… Слегка запьянели, но не тяжёлым хмелем, а каким-то радостным, лёгким, настроение быстро стало улучшаться и приносило ощущение счастья и наполненности чувств, что мы во Франции, нас угощают такие хорошие и добрые люди, что жизнь на этот момент прекрасна и состоялась!
Вечер продолжался, все рассказывали анекдоты и разные смешные истории из своей жизни, время летело незаметно, и пришла пора прощаться с пригласившими нас друзьями и возвращаться на корабль.
Простившись, решили прогуляться по набережной, благо, что стоянка нашего корабля была не так далеко, да и лёгкое опьянение от сидра и сытных блинов располагало к прогулке на воздухе. Вдруг мой капитан через несколько минут прогулки схватился за живот, издал какое-то неопределённое мычание и мелкой рысцой припустил по набережной в направлении контейнеров, установленных на причале. Я сначала не понял, что случилось, и спокойно продефилировал вслед, удивляясь, зачем ему понадобилась эта пробежка. Когда я подошёл к контейнерам, из-за них выполз, именно выполз, мой капитан с бледным, исказившимся лицом и прошёлся по блинам с грибами таким набором русского неформатного языка, что мне стало понятно, что явилось причиной такого неожиданного капитанского спурта!
Блины с грибами, сдобренные большими дозами сидра, сыграли злую шутку, желудок капитана не выдержал французских деликатесов, забастовал и заставил его искать прибежища у контейнеров!
Мне было чуть больше 30-ти лет, и все эти деликатесы, приправленные хорошими дозами сидра, мой желудок принял благосклонно, и выдержал с честью французские испытания.
До корабля мы добрались уже спокойно, с подобревшим и успокоившимся капитаном, который всё же теперь (хотя и с кривой усмешкой) блины всё же похвалил, а сидр поклялся больше никогда не пить!
Я про себя подумал, что эта клятва не выдержит испытания временем и в следующий раз капитан будет пить не сидр, а кальвадос!