Еще в 2008 году, накануне 100-летнего юбилея Николаевского храма станции Тихорецкой, вышло несколько публикаций, посвященных этому событию.
Наиболее интересными были статьи Татьяны КРАВЕЦ, посвященные первому священнику станции Тихорецкой и истории строительства деревянной, а позже и каменной церкви, и воспоминания ныне покойной тихорецкой поэтессы Галины СТРИЖАКОВОЙ, которая видела, как горел храм во время оккупации города фашистами в январе 1943-го.
И услышала земля пристанционная молитву
Было это в 1874 г. В кубанской степи была построена Владикавказская железная дорога и маленькая железнодорожная станция, получившая свое название по одноименной станице Тихорецкой (ныне Фастовецкой).
Первоначально, за неимением храма, молитвы возносились только перед домашними образами, но с увеличением населения станции появилась потребность в молитве соборной.
И вот вскоре после 1877 г. служащие станции стали приглашать к себе священника из станицы Тихорецкой. В 1879 г. по ходатайству служащих причт этой станицы уступил им из своей церкви Казанскую икону Пресвятой Богородицы. А в апреле 1887 г. на пожертвованные деньги вместо этой иконы была приобретена другая - Святителя Николая Чудотворца. Ее поместили в здании вокзала, чтобы служащие и пассажиры могли ставить перед образом свечи.
Первая церковь была деревянной
1 октября 1894 г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор назначает в приход станции Тихорецкой священника Александра Кудрина и псаломщика Павла Кондратова. Временным местом для совершения богослужения стал зал 3 класса в здании вокзала.
Первую же церковь построили и освятили 30 августа 1896 г. в честь и память перенесения мощей Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Была она деревянной, на каменном фундаменте, оштукатуренная внутри и обложенная кирпичом снаружи, холодная и без колокольни, и вместить могла не более 300 человек.
В 1905 г. прихожане вышли с предложением о постройке в церковной ограде каменного храма.
Память всё сохранила
28 декабря 1908 г. новый храм освятил архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор. В то время Николаевский храм был самым крупным на тихорецкой земле.
Здание его было кирпичным с бетонными сводами, стены расписаны, иконостас - бетонно-мраморно-мозаичный, пол из цветных бетонных плиток. Вмещал храм до полутора тысяч человек.
29 лет церковный колокол Николаевского храма собирал прихожан на молитву. Приход перестал существовать только в 1937 г. в связи с арестом священнослужителей. Позже помещение приспособили под клуб. Настоятель храма Александр Кудрин был расстрелян. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, а после войны храм взорвали и полностью разрушили. В дальнейшем на храмовой территории был возведен комплекс железнодорожного техникума.
Но наша память храм сохранила.
Батюшка Александр Кудрин
Удивительна жизнь первого священника Тихорецка Александра Кудрина. Не каждому удается начать благое дело, жить, трудиться со своими прихожанами и по-евангельски отдать свою жизнь за Веру, за людей, за дело, которому честно служил.
Родился Александр Кудрин 9 декабря 1868 г. в семье крестьянина Ставропольской губернии. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил он псаломщиком, дьяконом-учителем в церквах Ставропольской губернии. 27 сентября 1894 г. был определен священником к Николаевскому приходу ст. Тихорецкой.
В станционном поселке 26-летний священник брался за любое дело: совершал богослужения, таинства, исполнял требы, руководил строительством деревянного, а затем и первого каменного Николаевского храмов. Участвовал священник Александр Кудрин в первой всеобщей переписи населения, а также преподавал сначала в железнодорожной двухклассной школе, а позднее в восьмиклассном коммерческом училище Министерства торговли и промышленности.
Отец Александр растил пятерых дочерей и двух сыновей (все дети, кроме дочери Людмилы, родились на тихорецкой земле).
Жена батюшки, Татьяна Ивановна, во всем помогала ему и поддерживала.
Но вот наступил 1917 г. Время, когда разорялись храмы и искоренялась вера в Бога. На растерявшихся людей обрушились революция и гражданская война, когда отец воевал против сына, сын - против отца и брата... Всё это с трудом укладывалось в сознании людей, и многие из них шли за помощью в храм, к священнику, которому они доверяли, вместе с которым молились. И отец Александр вновь учил своих прихожан любить друг друга, не убивать, не грабить, а терпеть трудности и уповать на Бога. После проповедей отца Александра люди выходили из храма с чистым сердцем и просветленными душами.
Но черная туча нависла и над тихорецким храмом. Ходить на службы, молиться, крестить детей новая власть запрещала, но храм не опустел.
В 1923 г. священник Александр Кудрин был впервые арестован органами НКВД и в течение четырех месяцев содержался под стражей. Через десять лет арест снова повторился по делу изъятия храмовых ценностей. Но за неимением доказательств вины отца Кудрина вновь выпускают на свободу. Третий арест для 70-летнего священника Александра Кудрина стал роковым. В 1937 г. УНКВД по Краснодарскому краю принимает типичное для года жесточайших репрессий решение. 10 января 1938 г. священник Александр Кудрин был расстрелян. Перестало биться сердце пастыря, закрылись двери храма, им построенного и намоленного.
Но разрушено ли было дело, которому Божьим промыслом дано было священнику отдать свою жизнь? Конечно же, нет. Оно продолжилось священниками Свято-Успенского храма.
Я видела, как горел храм
Что я знаю о первом каменном храме Тихорецка?
Мои детские годы прошли во дворе дома, который стоял на углу улиц Клубной (ныне Чернышева) и Красноармейской. Напротив наших окон, через дорогу, был большой каменный храм. Двор храма занимал почти весь квартал.
Из воспоминаний моей тети Лены я узнала, что до революции в храме шли богослужения. Одним из священников был Кудрин, высокообразованный человек, которого прихожане очень уважали. Во дворе храма находились могилы усопших священнослужителей. После революции храм был закрыт, священники арестованы, здание превратили в клуб и назвали «Красным Октябрём».
Во время оккупации, осенью 1942 г., немцы расклеили по городу объявления о том, что в клубе будет демонстрироваться фильм, а затем для молодежи организуют танцы. Мне было 12 лет, примерно столько же и другим детям из нашего двора. Мы уговорили родителей отпустить нас на фильм. Молодежи собралось много. После просмотра фильма мы, подростки, возвратились домой. А вот старшая молодежь - те, кто остался на танцы, домой не вернулись. Немцы их отправили на работы в Германию.
В конце января 1943 года фашисты сожгли храм. Утром 27 января в церковном дворе, около «Октябрьской» школы, появились офицер и солдат с бидоном. Мы с мамой и соседкой наблюдали за ними из окна. Набрав охапки бумаг, фашисты зашли в школу. Минут через 15 - вышли, а из окон полыхнуло пламя. То же они проделали и с железнодорожной больницей. Затем мы увидели, как немцы направились к храму, вошли в него, а когда вышли, в окнах храма тоже запылал огонь.
После войны храм не восстанавливали. В 1949 г. я закончила школу и уехала в Ростов. Храм еще стоял. Позже мама написала мне, что его взорвали.
В 60-х годах во дворе разрушенного храма появились стадион и производственные мастерские СОШ №34. А затем двор был превращен в стройплощадку железнодорожного техникума.
Галина СТРИЖАКОВА.