День освобождения города Тихорецка от немецко-фашистских захватчиков - дата для его жителей знаменательная.
В это время многие задумываются – что же происходило на городских улицах в январе 1943 года? Попробуем вернуться в прошлое с помощью ветеранов-тихоречан, которые были свидетелями тех давних событий.
Виктор Васильевич МАРТЫНОВ. В 1943 году ему было 9 лет:
- Накануне освобождения мы с мамой и её подругой пошли днём к ней в гости. Путь наш лежал через городскую больницу. Проходя мимо, увидели, что из деревянного здания идёт дым. Вокруг больницы стояли вражеские солдаты с автоматами и расстреливали всех, кто хотел вылезти из больничных помещений. Почему немцы решили уничтожить людей, находившихся на излечении, я до сих пор не могу понять.
Мы побежали от этого ужасного места. За углом стояла немецкая машина, в которую солдаты бросали продукты, одеяла, документы, срочно готовя транспорт к отступлению. Один из немцев кинул нам огромный брикет сливочного масла (видимо, не смог найти места для этого продукта в кузове), килограммов на 10. По тем временам (да и сейчас) – целое состояние. Схватив этот бесценный подарок, мы прибежали к подруге мамы и поделили брикет с ней пополам, разрезав суровой ниткой.
Приближался комендантский час, и мы с мамой пошли домой. По пути нам встретился румынский солдат, который увидев у мамы в руке узелок, стал его отбирать. Мама не отдавала. Тогда солдат с размаха ударил её кулаком в лицо. Она упала, а мерзавец, взяв масло, ушёл.
На следующий день в город вошли наши.
Лидия Самсоновна ЯМКОВАЯ, в 1943 году ей было 18 лет:
- Мы тогда жили на той стороне. Недалеко от сегодняшнего мотодрома. Я сильно болела после того, как убежала из полицейского участка, где меня избивали. Лежала и не вставала. Поэтому и не угнали меня полицаи в Германию.
В ночь с 29 на 30 января внезапно раздались взрывы за районом нынешнего мехзавода. Мы с мамой проснулись и дрожали от страха. Рано утром, когда ещё было темно, в дверь постучали. Мать открыла и вскрикнула – у порога стояли солдаты с красными звёздами на шапках. Один спросил: «Мать, есть у вас немцы?» Та ответила: «Нет, вчера ушли. Может, ещё остались в районе кладбища. Заходите, ребята, чайком напою!» Но красноармейцы отказались. Старший сказал: «Некогда, за нами войска идут!» И они исчезли в темноте.
А через час вокруг всё зашумело – по улице пошли советские войска – танки, пехота.
В нашем дворе установили походную кухню, и повар приготовил гречку с мясом. Накормив бойцов обедом, он сказал матери: «Тащи ведро!» Когда та выполнила его приказ, он навалил полное ведро каши и отдал нам. Мы остолбенели – такого изобилия не видели давно, даже вкус каши забыли.
Виктор Тимофеевич КУРОЧКИН, которому тогда было четыре с половиной года:
- Помню, что ночью, недалеко от нашего дома по улице Красной, горели немецкие машины. Это немцы сжигали технику, которую не успели отремонтировать, чтобы не досталась красноармейцам. Машины пылали и тлели всю ночь, а я смотрел на пожарище в окно.
Рано утром, на рассвете, меня разбудил рокот мощного мотора. Я проснулся и увидел, как мимо дома проскочил танк с красными звёздами на башне. Танк промчался в район вокзала, затем, судя по звуку, вернулся назад по улице Октябрьской, и опять всё стихло.
До обеда меня родители на улицу не выпускали, а потом пришли соседские ребята и рассказали, что в город вошла Красная Армия.
Юрий Михайлович ЦЕСАРСКИЙ, в 1943 году ему было 5 лет:
- Жила наша семья тогда в районе улицы Новостепной, теперь это Ленинградская. Запомнилось, как накануне прихода советских войск немцы спешно грузились и уезжали, а один солдат опоздал и долго бежал за машиной с одеялом в руках. Потом бросил одеяло и только тогда смог догнать транспорт и залезть в кузов.
А утром, на пустынной Новостепной, вдруг появилась лошадь, которая тащила пушку, сзади и по бокам шли по грязи солдаты в телогрейках. Это были наши! Народ высыпал на улицу – смех, плач, всё перемешалось. На душе сразу стало легче – страх, который преследовал всех во время оккупации, моментально улетучился!
Много лет прошло с тех пор, и сегодня Тихорецк – один из самых благоустроенных городов Кубани, где улицы утопают в зелени и покрыты асфальтом. Но каждый год, 30 января, в День освобождения, мы вновь и вновь возвращаемся в то время, чтобы ещё раз вспомнить, как через город, в телогрейках и обмотках на ногах, медленно, но неотвратимо шли на запад солдаты-освободители.
Вечная им слава и память!