Вот уже восемь лет соцработник отделения социального обслуживания № 4 тихорецкого КЦСОН Ирина Артамонова помогает пожилым людям, живёт их проблемами, своими добрыми делами и душевной теплотой облегчая их недуги.
Приятное знакомство
Мы встретились с Ириной в здании КЦСОН и вместе отправились к одной из четырнадцати её подопечных.
Разговор завязался сразу же, как только вышли из стен центра. Приветливая, красивая, энергичная – Ирина искренне, без ложной скромности отвечала на вопросы, рассказывала о себе, о коллегах по работе, в том числе и о своём наставнике – заведующей ОСО № 4 Светлане Ерёменко.
Но о чём бы и о ком она ни говорила, в разговоре постоянно возвращалась к своим подопечным – тем, кого в официальных документах положено называть «получателями социальных услуг». Только вот для самой Ирины они давно уже из «получателей» превратились в близких людей.
- Я благодарна судьбе, - говорит Ирина, - за то, что когда-то у меня появилась возможность работать в центре. Общаясь с людьми, прожившими долгую и интересную жизнь, сама становлюсь мудрее, терпимее, приобретаю жизненный опыт. Работу свою люблю и менять на другую не собираюсь.
Инструкция доброте не помеха
Так, за разговорами, мы подошли к дому клиентки, поднялись на этаж и постучали в дверь квартиры.
Нас встретила пожилая миловидная, интеллигентного вида женщина - Лидия Васильевна Чаленко. По тому, как она обрадовалась Ирине, сразу стало понятно, что соцработника в этом доме ждали. Сама же Ирина, приветливо улыбаясь, поинтересовалась, как себя чувствует её подопечная, достала откуда-то форменную одежду и отправилась на кухню.
Была среда, а по средам Ирина Артамонова должна сделать для своей клиентки подготовку к приготовлению пищи. Но в её списке основных предоставляемых клиентам услуг есть ещё и влажная и сухая уборка квартиры, покупка и доставка продуктов и промышленных товаров, покупка медикаментов, оплата коммунальных услуг, приготовление пищи. А если, не дай Бог, клиентке плохо станет, так она и врача вызовет, а надо – и «скорую».
Был такой случай
Однажды, когда Лидия Васильевна жила ещё в частном доме, придя к ней в очередной раз, Ирина Артамонова обнаружила запертую изнутри калитку и раскрытую настежь дверь дома.
- Стучу в калитку — не отворяет, на телефонные звонки не отвечает, - рассказывает Ирина. - Что делать? А вдруг ей плохо стало? Звоню заведующей отделением, а та в ответ — звони сыну клиентки, пусть приезжает.
А сын у Лидии Васильевны в это время за тридевять земель в командировке был. Какой с него толк? Ну, думаю, надо звонить в МЧС и на «скорую». И тут на пороге дома появляется живая и невредимая моя Лидия Васильевна. «Заснула я», - говорит...
Вспоминая эту историю, обе смеются: и соцработник, и её подопечная. Но становится понятно, что это сейчас смешно, а тогда Ирине Артамоновой не до смеха было. Ведь такие истории с закрытыми дверьми, да калитками порой заканчиваются очень даже грустно.
Три раза по четырнадцать
Мы могли бы ещё рассказать о том, что каждого из своих 14 клиентов соцработник Ирина Артамонова, как и другие её коллеги из отделений социального обслуживания населения, посещает трижды в неделю. Как приходит она к своим подопечным, чтобы не только помочь им, в основном одиноким и пожилым людям, решить их бытовые проблемы, но ещё и подарить каждому частичку своего душевного тепла. Как, нагруженная сумками, добирается к своим клиентам - «получателям социальных услуг» в общественном транспорте из одного конца города в другой. И при этом не жалуется ни на тяжёлый труд, ни на моральные издержки своей профессии.
А дома ждёт семья: муж Андрей — машинист локомотивного депо, сын Димка, одиннадцатиклассник, дочь-подросток Лиза и всё понимающая свекровь. Им тоже хочется, чтобы Ирина была к ним внимательна и терпелива, чтобы её любви и доброты хватало на всех.
Блиц-опрос для Ирины Артамоновой
- Что главное в вашей профессии?
- Умение оставлять все свои личные проблемы перед порогом своих подопечных.
- Что самое сложное?
- Найти индивидуальный подход к каждому человеку.
- Самая редкая услуга, которую вы оказывали или оказываете?
- Одной своей клиентке воду ведром ношу из колонки, которая находится за двором на улице. И так три раза в неделю, чтобы женщине хватало воды до следующего моего прихода.
- А самая трудоёмкая услуга?
- Влажная уборка в квартире, а также покупка и доставка промышленных и продуктовых товаров: иногда приходится таскать тяжёлые сумки.
- И сколько же весит сумка соцработника?
- По инструкции - не более семи килограммов, но… бывает по-всякому.