Фото с сайта ctv7.ru |
В октябре 2015 года в Новороссийске полиция задержала мужчину, который собирал пожертвования на лечение ребенка, умершего в 2013 году, сообщила «Наша Газета Новороссийск».
Задержанный соорудил бокс для пожертвований и носил его мимо автомобилей, находящихся в пробке. На коробке злоумышленник написал, что помощь потребовалась подростку с рассеянным склерозом. На самом деле ребенок скончался от муковисцидоза еще в 2013 году.
Новороссийка Александра Тузова узнала ребенка на фото. Два года назад девушка принимала участие в сборе денег на лечение подростка, но он не дожил до операции по пересадке печени и легких.
- Волей-неволей ты помнишь детишек, которым пытаешься помочь, поэтому, когда я увидела фотографию, тут же перепроверила информацию и сразу ее сообщила в полицию, — рассказала жительница Новороссийска.
Вскоре полиция задержала мужчину. Он оказался жителем станицы Ленинградской. Злоумышленник признался, что тратил собранные деньги на сигареты и алкоголь, а фото подростка взял у отца ребенка. Сейчас полиция проводит проверку всех обстоятельств дела.
В нашу редакцию тоже частенько обращаются люди с просьбами о публикации сообщений о сборе средств на лечение больных детей.
Если это жители нашего района, то проверяем информацию сами. Если из других территорий края - связываемся с коллегами из газет, которые там выходят, и они помогают нам всё разузнать. Потому что потом, при необходимости, мы им в такой ситуации тоже окажем информационную поддержку.
Сообщение это вызвало широкое обсуждение не только на просторах интернета, но и в «живом» формате. Сотрудница нашей газеты, например, припомнила случай полугодовой давности, когда недалеко от редакции встретила пожилую, с виду приличную женщину, собиравшую деньги на лечение ребёнка. Деньгами она поделилась, а женщине посоветовала зайти в здание редакции, чтобы подготовить обращение для публикации в газете. Наверное, излишне уточнять, что дама в редакцию так и не пришла. Добавим, что при обсуждении этой истории аж три милосердных журналиста нашей газеты признались, что в тот день не прошли мимо и отдали мошеннице кто 50, а кто 100 рублей…
Нищие постоянно толкутся у банков, у больших магазинов. Кто из них честно собирает деньги на лечение близких, кто зарабатывает на нашей доброте «на бутылку», а кто сделал это вообще бизнесом – враз и не разберёшь.
Владельцы магазинов только плечами пожимают: отогнать их не можем, права такого нет.
Вопрос о том, кто должен (или кто может) бороться с появлением нищих на наших улицах, время от времени поднимают и жители. Но не все – большинство, вспоминая старую поговорку «от тюрьмы и сумы не зарекайся», стараются на эту тему особо не рассуждать – кто знает, как оно в своей-то жизни повернётся. Нищие – неприятное зрелище и не самая приятная тема для разговора. Проще сунуть надоедливой попрошайке десятку – и спешить по своим делам, стараясь не вспоминать про позорно протянутую к тебе руку.
И при таком нашем отношении к проблеме, неудивительно, что нищие в стране «плодятся» как кролики. В больших городах давно уже в метро не зайти – на каждом квадратном метре стоит по попрошайке. Не хотелось бы, чтоб так выглядел наш город. У нас пока (уже неоднократно подмечено) кроме нескольких «постоянных» нищих бабулек периодически объявляются ещё и явно организованные «гастролёры» - одновременно вдруг начинают маячить в разных местах непримелькавшиеся в городе фигуры – а потом так же внезапно все сразу исчезают.
Некоторые недовольные горожане склонны сразу «кивать» на полицию – мол, мер не принимают, не разгоняют нищих. Но насколько подобное было бы законно – они не задумываются.
А действительно, является ли нищенство, попрошайничество правонарушением (не говоря уж о преступлении) и относится ли оно к компетенции органов внутренних дел?
Комментирует ситуацию официальный представитель ОМВД России по Тихорецкому району по взаимодействию со СМИ капитан внутренней службы Мария ШАПОВАЛОВА:
- В правоохранительной практике эти три понятия следуют рядом друг с другом, очень часто имея точки пересечения, хотя только одно из них имеет отношение к уголовно-наказуемому деянию. Нищенство и бродяжничество можно отнести к социальным явлениям, мошенничество же – это умышленное преступление - обман и злоупотребление доверием с целью получить желаемое.
В РФ бродяжничество, так же, как и нищенство, не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением. Но следует отметить, что именно эти социальные факторы риска при определенных жизненных обстоятельствах могут толкнуть людей на преступление (кражи, грабежи, разбои). Мошенничество же – это запланированный злоумышленником обман, злоупотребление доверием в корыстных целях. Мера ответственности за данный вид преступления предусмотрена статьей 159 УК РФ. Мошенники могут действовать как в целях завладения деньгами обманным путем, так и имуществом граждан, особенно пожилых одиноких людей.
Проблему анализирует психолог Наталья СОЛОВЬЁВА:
- Вы верно подметили насчёт «не зарекайся». Есть у нас в русском характере такой комплекс , глубоко сидит опасение – самим оказаться с протянутой рукой… Потому и на нищих, даже когда суём им деньги, стараемся не смотреть – отводим глаза, уходим побыстрее. Замечали за собой? А потом мучаемся вопросом – не обманули ли нас часом? И утешаемся мыслью, что дать любому просящему – это в принципе хорошо.
А мошенники этим пользуются. Они получше наши комплексы изучили, чем мы сами их осознаём. Недоверие, которое они в наших душах порождают, разрушительно для нашей психики, душевного покоя. Тут надо принять чёткое решение для себя самого – либо вы принципиально никаким нищим никогда не подаёте, либо подаёте, когда есть возможность, но мыслей «обманули – не обманули» уже не допускаете. Это ваше решение и ваша обдуманная позиция, и вы имеете на неё полное право.
Но самой мне ближе другой подход – не надо воротить нос в сторону, а, наоборот, надо как раз подробно расспросить о случившемся, предложить обратиться в соцслужбы, попросить помощи в прессе, как это, кстати, сделал ваш сотрудник. Если перед вами мошенник – ему этот ваш интерес и пристальное разглядывание совсем ни к чему – путаться начинает, а то и недовольство проявит, или сам быстренько уйдёт.
А если, и правда, человек в беду попал, есть шанс ему помочь на легальном, законном уровне. Сами выбирайте, какой вид помощи – пассивный (дать денег и забыть) или деятельный (расспрашивать, помогать искать выход, посоветовать обратиться в проверенный фонд), для вас приемлем.
Одно скажу: если бы мы, все общество, проявляли к нищим интерес, приглядывались – их, как ни парадоксально, стало бы гораздо меньше!