28 августа исполнилось десять лет, как ушёл в мир иной бывший главный редактор нашей газеты Евгений Михайлович Сидоров. Замечательный руководитель, профессионал своего дела, огромной души человек.
Под этими словами, уверен, подпишутся многие из тех, кто знал его при жизни. Короткой, словно мгновение, и яркой, как комета.
Мне посчастливилось работать вместе с Евгением Михайловичем, которого все в редакции между собой звали шефом, 16 лет. Скажу одно – это было лучшее моё время в журналистике. Всему, чему научился, – а это, в первую очередь, уважение к людям, умение организовать работу и внимательное отношение к самым мельчайшим деталям в публикации – обязан этому человеку. С которым, чем очень горжусь, постепенно мы стали дружны.
Сегодняшняя публикация – дань памяти Евгению Сидорову и искреннему к нему уважению. Основана она на личных воспоминаниях и, в порядке исключения, написана от собственного имени, где присутствует местоимение «я». Потому что в заметках-воспоминаниях без этого не обойтись.
Полчаса о Высоцком
В юбилейных заметках-воспоминаниях к 95-летию нашей газеты, опубликованных 15 февраля, я уже рассказывал о том, как устроился сюда работать 22 июня 1987 года. Один момент сознательно опустил, чтобы написать об этом сейчас. Так вот, при собеседовании главный редактор Сидоров общался со мной минут 40. Стандартные вопросы-ответы: когда и где учился, почему выбрал журналистику и т.д. – заняли всего-то ничего. Оставшиеся полчаса, если не больше, мы беседовали о … творчестве Высоцкого, Галича, Визбора, «Машины времени».
Выйдя из кабинета, долго ещё думал: что, неужели редактору важно, какую музыку я люблю? Спустя годы, конечно, понял: духовный мир человека характеризует его лучше многих дел. И этот опыт, полученный от наставника, очень пригодился мне в дальнейшей жизни и работе.
Выговор фотокору
В районных газетах нет возможности держать в штате двух корректоров. А потому при подготовке газеты в свет «врагу ошибок» всегда на подчитке помогает дежурный по номеру. В одно из таких дежурств заступил, в порядке очереди, и милейший Владислав Никитович Мандражий, наш фотокор. И надо же было такому случиться, что по его вине в одном из некрологов была допущена досадная опечатка.
Редактор влепил неудачному дежурному выговор, хотя к такой мере наказания прибегал крайне редко, лишь в исключительных случаях. Это был как раз такой случай. Сидоров постоянно учил нас: вы можете, как и все, допустить ошибку, это бывает, но фамилии, имена и отчества людей в публикациях должны сверять всегда!
Редактор, конечно, был прав: героя или даже антигероя самой маленькой заметки ничто так не обидит, как коверкание его личных данных.
«Шторм» из ККП и Б
В кадровой политике Евгений Михайлович всегда придерживался одного правила: не важно, какое образование у корреспондента, главное – как он пишет. А потому в газете на этой должности работали и агрономы, и железнодорожники, и выпускники высшей партийной школы, и люди со средним образованием. Был даже бывший моряк дальнего плавания, работавший на гражданке руководителем коммунального предприятия города.
Так вот, решив работать в газете, он взял псевдоним Шторм, под которым «раздалбывал» на страницах все негативные стороны нашей повседневной жизни с таким блеском, что, думаю, журналисты с дипломом МГУ могли бы ему позавидовать. Так что это ещё один урок, уже кадровый, который нам преподал редактор.
Своих не сдают
Я знаю людей, которые и сейчас считают, что Сидоров в своей работе был излишне осторожен. Бог, как говорится, им судья. Скажу только, что это ошибочное мнение, - никто из критиков никогда не руководил газетой, а потому понятия не имеет, какое давление с разных сторон приходилось выдерживать Евгению Михайловичу.
Как руководителю и в советское время, и в так называемое демократическое Сидорову действительно удавалось находить компромисс в диалогах с местной властью, уступать в мелочах. Вместе с тем, в глобальных вопросах наш шеф не прогибался ни перед кем. Вот только один пример. В августе 1991 года, когда власть в стране захватил ГКЧП, Евгений Михайлович разрешил выпустить в эфир (отдел радио относился тогда к редакции) передачу против путчистов. Что было на следующее утро! В кабинете редактора, куда пришли высокие партийные гости, летали молнии и грозы, стояли, извините, маты-перематы. Сидоров был непреклонен: у нас – свобода слова.
Приди гэкачеписты к власти, он наверняка лишился бы должности, а, вполне возможно, загремел бы и на Колыму. Тем не менее своего решения не изменил. Не потому что был антикоммунистом (скорее, наоборот, идеи компартии он разделял, вот только идеи и личные амбиции партийной верхушки – не одно и то же), а потому, что считал свою позицию правильной, и не отступил от неё.
Как и не сдавал своих подчинённых, если на них кто-то из недовольных опубликованной на страницах газеты критикой «наезжал». За ошибки, если они случались, корреспондентов ругал, причём жёстко и в присутствии коллектива, но из редакционных стен это никогда не выходило. Потому что редакция была для него как «моя семья – моя крепость».
Страшный звонок
Тот ранний звонок 29 августа 2003 года я не забуду никогда. Как, почему, за какие грехи от нас ушёл в расцвете сил этот человек, которому было всего-то 50 лет? На этот вопрос нет и никогда не будет ответа. Уверен, что здоровье нашего редактора подломили всё те же невзгоды, происходившие в стране. Он никак не мог отрешиться от происходившего, причём не только в силу занимаемой должности. Есть такой газетный штамп: человек слишком близко всё принимает к сердцу. Так вот, Евгений Михайлович Сидоров был из этого числа людей, сопереживающих и неравнодушных. Потому и сгорел быстрее многих, оставив после себя светлые и добрые воспоминания и качественную районную газету, в которой мы работали с гордостью.
Вместо послесловия
Из тех, кто работал в редакции при Е.М. Сидорове, сейчас осталось всего четыре человека. Лена Амельченко из корректоров доросла до веб-редактора нашего сайта, стала Заслуженным журналистом Кубани. Альфред Анисимов, наш мэтр, по-прежнему в строю, радует читателей своими статьями и карикатурами. Бессменный секретарь-делопроизводитель Ольга Черкова (работает в газете больше 30 лет!) всё так же жизнерадостна и деловита. Автор этих заметок стал победителем главного краевого журналистского конкурса в основной номинации «Золотое перо Кубани».
Уверен, что Евгений Михайлович был бы рад нашим успехам и победам.
А мы, как только подпишем в свет очередной газетный номер, соберемся и поедем все вместе на кладбище. Поклонимся могиле нашего учителя и друга. Спасибо, Евгений Михайлович, что Вы были в нашей жизни. Мы помним о Вас.
Александр МАСЛЯНИК.
Привет, коллега!
- Есть ли у вас что-нибудь по истории Тихорецка? – спрашивают у заведующей библиотекой филиала №8 два подростка.
- Рекомендую вам книгу Евгения Сидорова, издавшего несколько работ о нашем городе, - отвечает Валентина Зыкова.
Подобные вопросы мне доводилось слышать и в других библиотеках. Имя Евгения Михайловича Сидорова, к сожалению ныне покойного, часто звучит и в школах, и в редакции газеты, и среди тихорецких казаков.
Познакомился я с ним в 1987 году, когда его назначили редактором газеты «Тихорецкие вести». В то время мы часто встречались с бывшим редактором «Ленинского пути» Григорием Авксентьевичем Дзекуном, который давно уже находился на заслуженном отдыхе. Меня удивляло, что о городе с такой славной историей не было написано хорошего исторического очерка. Григорий Авксентьевич рассказывал мне о многих событиях прошлого, о людях, о зданиях, а я, как мог, писал об этом в газету.
Убедившись, что мне это действительно интересно, Григорий Авксентьевич пригласил однажды меня к себе домой. Все антресоли в его прихожей были забиты папками с пожелтевшими документами, вырезками из газет.
- Бери, отдаю! – сказал он.
Во время сдачи очередного материала в газету я рассказал Евгению Михайловичу об этом посещении. Они с Дзекуном были знакомы и, как два редактора одной газеты – бывший и настоящий, - как-то ревниво приглядывались друг к другу. В то время Сидоров уже начал исследовательские работы по истории Тихорецка и основные материалы искал в музеях, справочниках, подшивках старых газет. Ознакомившись с содержанием папок, Евгений Михайлович заверил меня, что ничего особенного в этих папках нет - только разрозненные сведения о предприятиях города.
Трудился он титанически – днём исполнял хлопотные обязанности редактора, да ещё в переломные 90-е годы, а вечером и ночью писал книги. Когда сильно заболел – писал лёжа, подложив под голову подушки.
В 1990-1994 годах в газетном варианте он опубликовал книгу «На берегах Челбаса», издал буклеты «120 лет Тихорецку» и «75 лет Тихорецкому району», написал пока ещё не изданный до сих пор «Тихорецкий исторический словарь». А в 1995 году вышла в свет «Земля Тихорецкая». Но я считаю, что главной его книгой является, изданная в 1999 году «Тихорецкое краеведение», которую он посвятил отцу Михаилу Степановичу.
Те, кто читали это произведение, наверняка заметили, что Евгений Михайлович обращается за сведениями к старожилам, специалистам, родственникам - бесконечное перечисление имён! Особенно охотно он пишет об отце, который, хоть и не профессионально, но регулярно следил за климатом нашего района в течение многих лет. Вспоминает он и свою бабушку.
Ссылаясь на людей, предоставивших ему сведения, Сидоров неизменно благодарит каждого. Упоминается там и моё имя, чем я очень горжусь. На подаренной мне книге «Земля Тихорецкая» Евгений Михайлович сделал памятную надпись, которая начинается словами: «Брату-казаку…».
Одной из несомненных заслуг Сидорова является огромная работа по созданию районного и городского казачьего общества. На свои первые сходы мы, казаки, приходили в кабинет главного редактора. Потом он стал договариваться с ДК и клубами, где собиралось уже много желающих вступить в ряды казачества. Меня избирали атаманом 18 человек, а через год переизбирали на эту должность уже 300 казаков. За этим огромная организаторская деятельность Евгения Михайловича. Ему очень хотелось возродить казачество, его дух, и он, пока мог, занимался этим.
Помню, что при встрече всегда звучало его бодрое: «Привет, коллега!». Это было его любимое приветствие.
Человек огромной эрудиции, храбрости, добрый и отзывчивый человек – ему бы жить да жить, писать книги о родной земле. Но 10 лет назад, 28 августа, его не стало. Хотелось бы, чтобы земляки-тихоречане помянули его добрым словом, он заслужил это.
Иван ГОНЧАРОВ, общественный корреспондент.