Мария Захаровна Сорокина приехала в наш город из Москвы, чтобы встретиться с земляками своего героического отца.
Она побывала в тихорецкой СОШ № 1, которая носит его имя, и в СОШ № 34, в которой он когда-то учился. А в городском Дворце культуры во время торжественного мероприятия, проходившего в рамках поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани», Марии Сорокиной были вручены памятная статуэтка и сертификат на имя Героя Советского Союза Захара Сорокина в номинации «Молодое имя Тихорецка».
Мы встретились с Марией Сорокиной, чтобы узнать, каким был легендарный герой в обычной жизни, что любил, о чём мечтал и вспоминал ли наш город.
- Мария Захаровна, вы впервые приехали в наш город?
- В вашем городе я бывала и раньше, но ещё совсем маленькой, когда мне было лет пять. И, конечно, я об этом совсем ничего не помню. Зато есть семейная фотография, рассказывающая о том периоде жизни, на ней – папа, мама, бабушка, я.
- Каковы ваши первые впечатления о Тихорецке?
- Здесь, в Тихорецке, жизнь не такая, как в Москве. Тихая и спокойная. Мне очень понравился ваш город, небольшой и уютный, понравились люди, живущие в нём, радушные и отзывчивые. Даже такая мысль промелькнула: а не переехать ли из Москвы сюда?
- Где вы успели побывать в нашем городе?
- В первой школе, в 34-й школе, посетила их школьные музеи, потом по городу поездили, нашли улицу, которая носит имя моего отца.
- Захар Артёмович рассказывал вам о Тихорецке?
- Рассказывал. Говорил, что с детства мечтал стать лётчиком и, когда приехал в Тихорецк, то эта его мечта, как будто семя, упала в плодородную тихорецкую землю и проросла сильным и крепким росточком. Здесь, на вашей тихорецкой земле, под руководством опытного инструктора отец занимался в местном аэроклубе. Но, что самое интересное, так это то, что когда после госпиталя в 1942 году, после страшной ампутации ног, отец приехал в Москву и не знал, куда ему пойти и к кому обратиться, в сквере Большого театра на скамейке совершенно случайно он встретил того самого тихорецкого инструктора из аэроклуба - Фёдора Семёновича Рудакова. Он и посоветовал моему отцу, как вновь вернуться в боевой строй. Как видите, даже в тот сложный момент жизни рядом с моим отцом оказался земляк из Тихорецка. Удивительное совпадение!
- Родственников отца в Тихорецке не осталось?
- Бабушка Ирина Яковлевна, мама отца, умерла году в 1965-66-м, а дедушка — ещё в 1938-м. Точных дат я, к сожалению, не знаю, но очень хотелось бы узнать. У папы оставались брат Александр и сестра Мария. Был ещё старший брат Иван, но он погиб в 1947 году в автокатастрофе где-то под Новороссийском. Про Марию Артёмовну знаю, что она переехала жить из Тихорецка в какую-то станицу. Помню, когда я была маленькой, мы к ней приезжали, но потом связь с ней была утеряна.
Пользуясь случаем, я хотела бы обратиться к читателям вашей газеты с просьбой: вдруг кто-то что-то знает о наших родственниках, пусть отзовутся, напишут в редакцию, а редакция уже передаст эти сведения мне. Что поделать, в жизни так случается — кто-то теряется, кто-то потом находится. Например, когда ещё года два назад я начинала заниматься организацией папиного 100-летнего юбилея в Москве, я вышла на Владимира Александровича Сорокина — нашего дальнего родственника по линии папиного отца. Живёт он, оказывается, как и мы, в Москве, закончил Нахимовское училище, стал военным, и отец его тоже, как и мой отец, был лётчиком, служил в Ваенге.
- Расскажите, каким вы запомнили своего отца?
- В нашей семье я была поздним ребёнком и, может быть, поэтому я ощущала к себе особое тепло и внимание со стороны уже зрелых родителей и моих старших брата и сестры. Папа был добрым и ласковым, всегда о нас заботился, но в то же время был он и требовательным, с детства прививая нам, такие качества, как целеустремлённость, самодисциплину, трудолюбие. Он часто брал меня с собой на встречи в воинские части и пионерские лагеря.
Родители были так легки на подъём, что могли в одночасье сняться с места и отправиться куда-нибудь в путешествие на собственном автомобиле. У папы была машина с ручным управлением — сначала «Москвич», потом «Запорожец». Вот на машине мы с родителями и ездили в Тихорецк, Евпаторию. Позже, когда бабушки не стало, стали ездить в Прибалтику. В Прибалтике, помню, он выступал в Доме офицеров. Так что даже, когда папа отдыхал, всё равно он постоянно с кем-то встречался, читал лекции, как теперь принято говорить, вёл активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
- И, как всегда, традиционный вопрос, который мы чаще всего задаём нашим гостям: Мария Захаровна, что вы пожелаете нашим землякам?
- Самое главное моё пожелание всем тихоречанам — чтобы не было войны и над головой всегда было мирное небо. А ещё, чтобы люди, живущие на вашей плодородной и гостеприимной земле, оставались такими же радушными, каких я здесь увидела.
Спасибо всем тихоречанам, что хранят память о моём отце — Герое Советского Союза Захаре Сорокине.
Полностью материал читайте в газете "Тихорецкие вести" за 1 июня 2017 года.