Александр Резник. Конец 1980-х годов. |
25 лет назад в Тихорецке был построен первый на Кубани и один из первых в стране молодёжный жилой комплекс.
Само по себе такое строительство уникально. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, 110-квартирный дом своими силами возводили не профессиональные строители, а... железнодорожники! Во-вторых, все до одного они были комсомольцами. И наконец, само строительство происходило в тяжелейший период, когда на глазах рушился «единый могучий Советский Союз», а экономика страны оказалась на грани развала.
О том, как происходила в Тихорецке столь масштабная, необычная и удивительная стройка мы побеседовали с Александром Кузьмичом Резником. Именно он стоял у истоков создания МЖК и сумел-таки достроить дом, который помог решить жилищную проблему 110-ти семей железнодорожников.
Так уж сложилось, что с Александром мы знакомы с тех самых далёких лет. Он — строил МЖК, я — освещал ход этого строительства на страницах газеты, тогда она ещё называлось «Ленинский путь». Поэтому разговор шёл на «ты» и без прикрас.
Статья в «Комсомолке» и комсорг из «КамАЗа»
- Саша, как вообще возникла идея построить МЖК в Тихорецке?
- Если откровенно, то совершенно случайно. Был 1987 год, я только женился. Своего жилья не было и не предвиделось - в советское время многие люди, если помнишь, чтобы решить пресловутый квартирный вопрос, на очереди по 10-20 лет стояли. И тут в «Комсомольской правде» мне попалась статья о том, что в Свердловске комсомольцы своими руками строят себе квартиры. Это был первый в СССР опыт молодёжного жилищного строительства!
Эта статья, в итоге, перевернула не только мою жизнь, но и жизнь всех, кто потом принимал участие в строительстве дома МЖК в нашем городе.
Для начала я созвонился с новаторами из Свердловска, лидером молодёжного строительства там был человек, как сейчас помню, по фамилии Королёв. Он мне всё тогда подробно рассказал: с чего начинать, какие документы нужны и т. д., да и в дальнейшем не раз помогал дельными советами. А это было очень важно - при строительстве МЖК всегда возникало множество проблем, дело-то новое, необкатанное.
Один из начальных этапов строительства. |
- Согласись, одно дело — идея, пусть и хорошая. Совсем другое — её реализация. С чего начиналось создание МЖК в нашем городе?
- У меня есть друг Сергей Хлебинский, он из Тихорецка, бывший футболист «Труда». В то время жил в Набережных Челнах и был секретарём комсомольской организации на крупнейшем в стране заводе «КамАЗ».
Так вот, когда он узнал, что мы задумали строительство МЖК в Тихорецке, то привёз мне все регламентирующие документы – Устав, постановления правительства СССР, регламентирующие деятельность молодёжного жилого комплекса. А после этого, имея, так сказать, карты в рукаве, я пошёл к секретарю партийной организации узлового парткома Анатолию Ивановичу Путилину и рассказал об идее.
«Басня» для начальника дороги
- Ты тогда возглавлял комсомольскую организацию на каком-то железнодорожном предприятии и был вхож к руководству?
- Нет, я работал в рефрижераторном вагонном депо обычным рефом, хотя, конечно, многих людей на железнодорожном узле знал - как простых работяг, так и руководителей.
А в партком пошёл потому, что тогда без КПСС ни один вопрос не решался, хотя уже и шла перестройка.
Так вот Путилин, надо отдать ему должное, внимательно меня выслушал и, видимо, проникся идеей. Потому что сразу мне сказал: надо, Саша, ехать к начальнику Северо-Кавказской железной дороги, в чьём подчинении находились все предприятия нашего узла. Без его решения по финансированию строительства дома МЖК ничего сделать не удастся.
Вот только не знал Анатолий Иванович, что я ещё раньше звонил в приёмную начальника СКЖД, просился к нему на приём и деланно возмущался: дескать, везде уже МЖК строят, а у нас - нет, непорядок!
В общем, приезжаем мы в Ростов-на-Дону, а в кабинете начальника дороги все его замы сидят. Фёдор Макарович Котляренко, уже бывалый человек, генерал, показывает мне тот номер «Комсомольской правды».
- Ну что, усатый, – говорит он мне. – Ты про это строительство, что в «Комсомолке» описано, «басни» по телефону рассказывал?
Что сказать в ответ - не знаю. Потом думаю: а что терять? Начал рассказывать, что мы в Тихорецке дом построить сможем не хуже, чем свердловчане, лишь бы финансы были.
На что начальник дороги ответил:
- А что, я согласен, денег дам. А вот строителей – нет, своими силами обходитесь.
Батька Кондрат кирпич для дома
Надо ли говорить, какое настроение у меня было, когда в Тихорецк возвращался! Решить вопрос финансирования 110-квартирного жилого дома — это в то время было что-то из области фантастики.
Историческое фото. Вручение ордеров жильцам первой очереди дома по улице Дзержинского. 14 сентября 1991 г. |
На следующий день пришёл на приём к председателю горисполкома Н.И. Лисиченко. Рассказал Николаю Ивановичу о МЖК, о том, что вопрос финансирования решён, нужны ресурсы и материалы. Кто не знает — в то время тысячу кирпичей или несколько мешков цемента нельзя было купить, даже имея деньги, во всём — страшный дефицит. А здесь тысячей кирпичей не обойдёшься, масштабы строительства совсем другие.
И здесь мне, наверное, повезло. Дело в том, что в то время проходили первые выборы в Государственную Думу. Одним из кандидатов от Кубани был тогдашний председатель крайисполкома Н.И. Кондратенко. Он как раз начинал предвыборную кампанию, ездил по городам и весям родного края. И вот так совпало, что настала очередь ему посетить Тихорецк.
Лисиченко, выслушав меня, говорит: «Завтра приезжает батька Кондрат, в 7 часов утра ты должен быть у меня».
На следующее утро, в 6.45, сижу в приёмной у Николая Ивановича. Смотрю, к нему какой-то мужик зашёл, а я даже и не знал, что это Кондратенко.
В общем вызвали меня в кабинет градоначальника. Николай Игнатович выслушал меня и вдруг спрашивает: «А что, твои комсомольцы будут голосовать за меня?».
- Все как один, Николай Игнатович, – бодро отвечаю. - Не сомневайтесь!
- Ну хорошо, если так, — говорит Кондратенко. — Будут вам ресурсы и материалы для вашего, как там? МЖК. Проблемы возникнут — приезжай сразу ко мне. Только или в 7 утра, или после 9 вечера, в другое время не приму.
Только после этой встречи с батькой Кондратом я, пожалуй, окончательно понял, что построить дом МЖК — реально. Ведь если дорога даёт деньги, а край — материалы, то остальное всё в наших руках, тех, кто будет строить дом.
Фото из архива семьи Лавренюк.
Продолжение следует.