25 лет назад в Тихорецке был построен первый на Кубани и один из первых в стране молодёжный жилой комплекс.
Продолжаем разговор об этом строительстве в конце 80-х - начале 90-х годов с его председателем Александром РЕЗНИКОМ.
500 рублей за «киевский» проект
- После того как удалось решить вопросы финансирования и обеспечения масштабной стройки материалами, дело пошло?
- Впереди было множество проблем, которые надо было решать, прежде чем приступать к строительству.
Во-первых, нам был очень нужен хороший проект для строительства задуманного нами 110-квартирного жилого дома. Обратился по этому вопросу к главному архитектору города Вячеславу Лобкову. Он-то и рассказал: есть, дескать, отличный проект, разработанный в Киеве, его люди своими глазами видели. Там и квартиры по площади большие, и лоджии просторные, и других преимуществ хватает. Надо только его как-то достать и копию привезти в наш город.
Легко сказать — достать, а как? Собрали оргкомитет, сидим кумекаем, что делать. Тут кто-то и подсказал, что на станции Тихорецкая работает член нашего МЖК Вера Зарубина. Она сама хохлушка, родом с Украины.
Начальный этап строительства дома по ул. Дзержинского, 61. |
Пригласили её, объяснили ситуацию, скинулись, собрали 500 рублей «командировочных», чтобы съездила в столицу Украинской ССР и «выкупила» в проектном институте копию проекта.
Вера резонно спрашивает:
- А что делать, если киевляне откажутся продавать документы?
- Не сможешь купить, значит, выкради! - ответили мы ей.
Шутки-шутками, а Вера — она, кстати, и сейчас на станции работает — блестяще справилась с поставленной задачей. Взяла отпуск за свой счёт, съездила в Киев, за 500 рэ «выкупила» копию проекта и привезла-таки его к нам в Тихорецк.
Кстати, как оказалось позднее, мы не только для себя старались. Позднее в Тихорецке сразу несколько домов были построены именно по «киевскому» проекту.
- А Зарубина получила квартиру в МЖК?
- Обижаешь! Конечно, получила, причём на хорошем этаже, мы своих героев не обижали! А история с проектом затем имела продолжение. И проблему нам создали там, откуда не ждали.
Проектный институт Северо-Кавказской железной дороги, в котором надо было пройти согласование, возглавлял в то время человек по фамилии Чернявский. Я приехал к нему со всей документацией, он, увидев проект, обалдел и стал возмущаться: «А не обнаглели ли вы, товарищи тихорецкие комсомольцы, с вашими желаниями? У нас даже в Ростове таких шикарных домов ещё нет! И вообще — речь, насколько я знаю, шла о строительстве для вас малосемейного общежития!».
Тут уже я взорвался! Какая, говорю, «малосемейка»? Нормальные люди должны жить в нормальных квартирах!
В общем, много мне потом этот Чернявский крови попил, прежде чем удалось решить через начальника СКЖД вопрос с утверждением проекта для строительства.
Был пустырь, стал микрорайон!
- Что было дальше?
- Необходимо было решить вопрос с земельным участком. Нам предложили сразу несколько вариантов, и неплохих, на «той стороне», но нас этот район Тихорецка не устроил. Дело в том, что начальник дороги Котляренко сразу поставил условие: дом МЖК — для железнодорожников, а потому и стоять он должен возле железной дороги, чтобы его жители могли слышать гудки проезжающих поездов.
Подыскали себе подходящий участок в районе элеватора, прямо через дорогу от библиотеки им. Маяковского, она и сейчас работает. Это теперь в том месте целый микрорайон образовался — десятка два многоэтажек, торговые комплексы, стоматология, детский сад, неподалёку — овощной рынок и другие объекты. А тогда там был огромный пустырь, на котором разросся паслён, а на другой стороне пустыря КХП «Тихорецкий» начал строить свой первый дом.
Они строили МЖК! |
Чтобы подготовить котлован под фундамент, мы провели там субботник, выкорчевали все деревья, сожгли их, в общем, подготовили площадку к строительству в идеальном состоянии.
Так вот, вопрос о выделении этого земельного участка вынесли на горисполком. А вначале мне пришлось рассказать его членам о МЖК, о том, кто его будет строить и как, ответить на множество вопросов.
- Скептицизм в отношении нового не только для города, но и для края строительства со стороны членов исполнительного комитета не чувствовал?
- Что скрывать, было такое. Особенно большие сомнения на этот счёт высказала заместитель председателя горисполкома Л.Ф. Свистунова, мудрая, между прочим, женщина. Она прямо обратилась к председателю Н.И. Лисиченко с вопросом: «Николай Иванович, и вы действительно хотите доверить такое большое дело молодёжи? Они ведь железнодорожники, к строительству никогда никакого отношения не имели!».
Лисиченко, надо отдать ему должное, поддержал нас: «Ну и что, что молодые, без опыта? Набьют шишек — всему научатся».
Затем, как сейчас помню, ещё и Анатолий Васильевич Анофриев, начальник горфинотдела, выступил, и другие известные в городе товарищи, и поддержали нас.
В общем, вопрос с выделением нам земельного участка в районе элеватора на заседании решили положительно.
А с Лилией Фёдоровной Свистуновой мы потом даже подружились, она очень хороший специалист своего дела оказалась, часто нам помогала.
Комсомольский набор от МЖК
- Как проходил отбор кандидатов в дом МЖК, ведь желающих получить, вернее, заработать себе и своим семьям квартиры, как помню, было намного больше, чем самих этих квартир.
- Конечно, на 110 квартир претендовали где-то 280 человек. Надо сказать, что половину квартир должны были получить работники рефдепо как крупнейшего предприятия Тихорецкого железнодорожного узла, ещё какую-то часть — ребята из локомотивного депо, а остальные квартиры распределялись среди небольших организаций.
Для того, чтобы определить самых достойных и чтобы всё было по справедливости (а это главное), я разработал положение о МЖК. В нём была предусмотрена балльная система. К примеру, сделал член МЖК какое-то хорошее дело, ему в зачёт идут баллы. Допустил нарушения — баллы минусуются или же вообще следует исключение из членов МЖК, если нарушение серьёзное.
- Как работала сама эта балльная система, можешь привести примеры?
- Начну с того, что членом МЖК мог стать только комсомолец. Так вот, такого роста в ряды ВЛКСМ, какой был у нас в Тихорецке, нигде, пожалуй, уже больше и не было.
Вспомни, какое время тогда было? Перестройка, гласность, статьи в «Огоньке» о несовершенстве советской системы, о «белых» пятнах истории нашей страны. В общем, у многих, а особенно у молодых, произошло разочарование в ценностях, на которых мы воспитывались. В том числе и в комсомоле, где количество членов стало стремительно сокращаться.
А в Тихорецке, наоборот, вдруг резко рост обозначился! И всё, конечно, из-за желания ребят заработать квартиру.
За каждым членом МЖК мы закрепили конкретного ветерана Великой Отечественной войны, который жил в юго-западной части города. Наши ребята приходили к ним, убирали в доме, во дворе и т. д.
После того, как МЖК окончательно сформировался, к нам в штаб стали постоянно обращаться за помощью руководители разных предприятий.
Помню, сильный снегопад буквально парализовал движение поездов на станции Тихорецкая. Звонит мне начальник станции Василий Касьянович Заярный, объясняет ситуацию. Конечно, вошли в положение, ребята, сменяя друг друга, буквально за несколько часов расчистили железнодорожное полотно, восстановили движение.
Или вот начальник ОШПЗ Шершнёв звонит, объясняет ситуацию: огромная территория, примыкающая к его предприятию, заросла сорной растительностью. Сами не справимся, план давать надо, конец месяца!
Ребята взяли в руки косы — обычные, не электрические, таких тогда ещё и не было, и навели порядок возле «шпалки».
Да сколько тогда таких дел мы сообща сделали, скольким помогли — не перечесть. А после работы, что скрывать, всегда собирались, «поляну» накрывали, сидели, душевно общались, в общем, дружно жили.
Фото из архива семьи ЛАВРЕНЮК.
Окончание следует. Начало - здесь.