Александр Резник в штабе МЖК. |
25 лет назад в Тихорецке был построен первый на Кубани и один из первых в стране молодёжный жилой комплекс.
Завершаем разговор о строительстве молодёжного жилого комплекса в Тихорецке в конце 80-х — начале 90-х годов с его председателем Александром РЕЗНИКОМ.
Прораб из ... горкома партии
- Что было после того, как удалось решить все организационные вопросы, связанные с созданием МЖК?
- В первую очередь нам был очень нужен хороший прораб. От его умения всё организовать во многом зависил ход строительства. Мне кто-то посоветовал Евгения Прокопенко. В горкоме партии он работал инструктором, а забрали его туда из одной из ведущих строительных организаций города, СМП-364. Так вот, я напросился на приём к тогдашнему первому секретарю горкома КПСС Н. В. Воробъёву. Пришёл, рассказал Николаю Владимировичу о МЖК, объяснил ситуацию, что нужен хороший прораб, и попросил вернуть Прокопенко в СМП.
Первый секретарь горкома партии сначала вскипел: «Позволь, мы же его всего пару месяцев назад к себе забрали!». А потом поостыл и спрашивает: «А квартиру вы ему дадите?».
- Конечно, - отвечаю.
В общем, вернулся Прокопенко в родное СМП-364 и стал прорабом на нашем доме. Уверен, что без такого требовательного прораба мы бы свой дом так быстро не построили.
Как «реф» стал каменщиком?
А в строительно-монтажный поезд № 364, ставший генеральным подрядчиком строительства, перешли работать переводом из предприятий Тихорецкого узла более ста железнодорожников. Тогда как раз вышло специальное постановление Совета министров СССР о развитии движения МЖК. Согласно этому документу за его членами на время строительства сохраняется место на прежней работе и другие льготы. Без этого постановления, уверен, ни один дом МЖК в стране не удалось бы построить — кто же бросит любимую работу, зная, что после строительства не сможет на неё вернуться?
А начальник СМП-364 Валерий Иванович Борзилов был вначале в «восторге» от такого пополнения — машинисты поездов, «рефы», ремонтники пути и т. д. дружно влились в коллектив строителей! При этом абсолютное большинство из них вообще никогда никакого отношения к строительству не имели.
Слева направо: (верхний ряд): А. Резник, Г. Лихобаба, С. Спириков, Н. Шатов, С. Головко; нижний ряд: бригадир каменщиков Н. Саранча, Н. Спирин. |
- Так как же эти люди потом многоквартирный дом строили, это же не смежные профессии освоить?
- А куда деваться было? Хочешь квартиру заработать — учись! Вот и учились! И вскоре в СМП появились новые квалифицированные каменщики, плотники, столяры, штукатуры и представители других строительных профессий. А Борзилов вскоре изменил своё отношение к новым работникам СМП-364.
- Почему?
- Сколько нужно иметь людей на строительстве дома МЖК? 10, ну максимум 30! А остальные в это время работали на других объектах. Члены МЖК построили, к примеру, помещение пожарной части на «шпалке», 80-квартирный жилой дом для завода стройматериалов, 60-квартирную «малосемейку» для самого СМП-364. И это только самые крупные объекты, а были и поменьше. Кроме того, чтобы заработать кирпич, «эмжековцы» работали на кирпичных заводах.
Утро начинается с ... крайисполкома!
- Ты же раньше рассказывал, что вопрос со снабжением стройматериалами удалось решить через тогдашнего председателя крайисполкома Н.И. Кондратенко...
- Да, так оно и было. Каждую неделю я приезжал рано утром к Николаю Игнатовичу. «Достал» и его лично, и его секретаря. Помню, как обычно в 7-00 захожу в приёмную. Елена Николаевна говорит:
- А Николая Игнатовича нет, уехал, и когда будет — не знаю.
- А как он мог уехать, если во дворе его машина стоит с водителем? - не сдаюсь я.
- Ну нет его, Саша!
- Ну нет — значит нет, буду ждать.
В конце концов Кондратенко не выдерживает, выходит из кабинета: «Ну что, Резник, опять стройматериалы приехал просить? Достал уже! Ладно, давай письма». И тут же на бланке председателя крайисполкома без всяких резолюций ставит только свою подпись. Это означало — выдать подателю письма требуемые материалы!
Но проблема была в том, что даже этих материалов, полученных с помощью первого лица краевой исполнительной власти, нам не хватало. Везде — лимиты, квоты, а стройка ведь не только у нас идёт. Спасибо, начальник локомотивного депо Виктор Иванович Ушаков научил, как решить «кирпичную» проблему. По его совету я договорился с директорами двух близлежащих заводов стройматериалов, тихорецким и новолеушковским. Они получали себе работников из числа МЖК, а само МЖК, соответственно, обеспечивалось столь необходимым кирпичом.
«Механик» по совместительству
- Скажи, а ты сам тоже переходил в СМП-364?
- Нет. Когда организовался МЖК и я стал его председателем, меня оформили в рефдепо механиком. Так решил начальник Николай Иванович Анненко. Он сразу сказал: «Ты полдома нашему предприятию отдаёшь. Тем более, квартиры получат те, кто внизу очереди стоит, одна молодёжь, им ещё лет десять квартиры «не светят». Так что ничего мудрить не будем! Оформляем тебя механиком!».
После ночных работ на расчистке ж./д. полотна от снега на ст. Тихорецкая. |
А занимался я только МЖК. В Краснодар, Ростов-на-Дону и в другие города и веси страны каждую неделю ездил в командировки, чтобы решать постоянно возникавшие проблемы. Хотя кто-то, что скрывать, думал, что председатель ничего не делает.
- День новоселья отложился в памяти?
- Конечно, такое не забудешь. Представь только — 110 семей стали счастливыми! Все участники — до 30 лет, самому младшему, машинисту из локомотивного депо — всего 23 года. Более 150 детей оживили новый микрорайон своим смехом.
В тот памятный сентябрьский день 1991 года начальник квартирно-правовой службы горисполкома Надежда Кушнирова вручила жильцам ордера прямо возле дома. Потом мы вынесли прямо во двор столы, накрыли их, как полагается. До утра сидели, песни пели...
А то, насколько большое дело сообща сделали, построив дом, только сейчас, спустя 25 лет понимаешь.
Фото из архива семьи А. РЕЗНИКА.
Начало материала о тихорецком МЖК можно прочесть здесь: