И грустно, и смешно. Рисунок Альфреда АНИСИМОВА. |
1 августа исполнилось 9 лет со дня вступления в действие краевого «детского» закона.
Сейчас уже никто не спорит, нужен он или нет. Надоело? Да нет, наверное, убедились в необходимости его принятия.
Ваш ребенок дома? Это хорошо, вам спокойно... И всем тем службам профилактики, которые все эти годы выходят в рейды по заведениям и улицам наших городов и станиц.
Ты помнишь, как все начиналось?
Я помню. Нас, всех журналистов «районок», собрали в Краснодаре. Слово о введении нового закона держала тогдашний вице-губернатор Галина Золина. Говорила страшные вещи, от них до сих пор мурашки по коже... В одном из районов края нашли убитую, изнасилованную девушку. Засиделась у подруги-одноклассницы, пошла ночью одна домой. Несмотря на то, что жила за несколько домов, встретился этот (слов не найду, как назвать)... Если бы взрослые проводили, не случилось бы такого.
Сидела тогда в зале, слушала про «ограничения детской свободы», как тогда казалось, а у самой другая сцена перед глазами. Уже в нашем, Тихорецком районе. Тогда еще прокуратура занималась расследованием «особо тяжких», и взял меня прокурор на место преступления. В станице Новоархангельской 17-летний подросток весь день ходил за ручку с шестилетней девочкой по станице, и все это видели. И никого не заинтересовало, что может быть общего у этих двоих? Ни продавца в магазине, где он покупал ей конфеты, ни родителей одного и другого ребенка. Потом мертвая девчушка лежала в лесополосе, изнасилованная, со свернутой шеей.
За последние девять лет таких страшных историй я не слышала. Может, потому что взрослые стали контролировать своих чад?
Сила СМИ
Не знаю, как коллеги, а я уехала с совещания, вдохновленная на журналистские подвиги. Отвечая в газете за «закон и порядок», в каких только формах и жанрах не раскрывала вместе с другими журналистами тему.
Родители уже вступивший закон все больше не выполняли, а обсуждали. В опросах встречались и те, кто категорически против. Услышав от представителя милиции (а может, уже и полиции?) историю ребенка, который ушел из дома, даже пьесу написала. По всем законам жанра: действующие лица, сцена 1, 2 и 3. Если кратко, то ехал мужчина по трассе и увидел, как по обочине передвигается ребенок. Дабы ничего страшного с ним не случилось, решил водитель подбросить малыша в город, в отдел по делам несовершеннолетних. А там, у «дома медиков», ребенок случайно встретил... свою маму. Точнее, мама случайно встретила своё дитя.
Наружная реклама «На Кубани закон такой: 22:00 - детям пора домой!», как казалось, была повсюду. А эти часики в разных видах на местных телеканалах, которые заставляли родителей еще раз перепроверить, дома ли ребенок?
Что сейчас?
За 6 месяцев 2017 года за нарушение «детского» закона в Тихорецком районе выявлены 107 несовершеннолетних. Из них учащихся различных образовательных учреждений - 65 человек, школьников - 47, детей до семи лет - 39. Все малыши попались в вечернее или дневное время. Эти цифры нам предоставила начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации МО Тихорецкий район Татьяна Темченко. За это, а еще и долголетнее сотрудничество с нашим изданием ей огромное спасибо.
Один из пунктов закона - запрет продажи алкоголя и сигарет совершеннолетним во всех торговых точках. Статистика показывает, что порядочных продавцов у нас намного больше, чем нарушителей. Тем более, если продавец впервые нарушил закон, он заплатит крупный штраф, в случае повторения - ответственность уже уголовная.
По информации ОМВД по Тихорецкому району три факта реализации несовершеннолетним алкогольной продукции и два факта реализации табачных изделий было выявлено за первое полугодие 2017 года сотрудниками полиции при проверках торговых точек.
Весной молодёжь муниципалитета провела три пикета в районе магазинов, допустивших продажу несовершеннолетним спиртосодержащей продукции.
Вашего ребёнка приводили домой? Наверное, добрая половина тех, кого я спросила, нарушали ли они с детьми закон, ответили положительно. В основном это родители уже совершеннолетних, вполне благополучных молодых людей, которые уже по-доброму и с улыбкой вспоминали, как бежали домой, чтобы успеть к 22 часам. Некоторые не успевали, приходили домой в сопровождении взрослого патруля. После этого (а может, беседы с родителями, педагогами и т.д) редко кто опаздывал домой...
Было стыдно
Нарушителем стала и я. Мой пятилетний ребенок играл с соседской девочкой. В процессе дети мигрировали из двора во двор частного сектора. И в том, и в другом взрослые занимались своими делами. Вот во время одной из таких перебежек наши герои были задержаны сотрудниками полиции и доставлены нам.
Было стыдно потом перед всеми, с кем пришлось общаться, особенно с воспитателями и руководством садика, которым вот такие, как я, портят показатели.
Вот так, несмотря на все мои твердые убеждения в необходимости принятия «детского» закона. И на старуху бывает...
Думаю, что сама жизнь подтвердила правильность кубанского «детского» закона. Из года в год кривая детской преступности и преступлений, направленных на половую (и другую) неприкосновенность на несовершеннолетних, идет вниз. Закон стал обязательным для всех – нравится это кому-то или нет.
Знаю одно — он помогает уберечь наших детей от самого плохого, что с ними может случиться.
Главные пункты «детского» закона
Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»
-
Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, он должен круглосуточно находиться под присмотром взрослых.
-
Дети с 7 до 14 лет — с 21 часа, с 14 до 18 лет — с 22 часов вечера до 6 часов утра могут находиться на улице или в общественных местах (в том числе в кафе и ресторанах) только с родителями. В необходимых случаях — с другими взрослыми – близкими родственниками, педагогами. Ответственность за нахождение несовершеннолетних во взрослых заведениях также несут владельцы указанных заведений.
-
Запрещена продажа алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива, табака несовершеннолетним.
-
Закон запрещает несовершеннолетним участвовать в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешних данных.