Одно из преимуществ небольших предприятий заключается в том, что они могут быстро подстраиваться под изменения спроса на рынке.
Но, с другой стороны, они больше зависимы от «правил игры», устанавливаемых государством.
Владимир Карпенко из станицы Терновской – один из пионеров фермерского движения.
Хотя до того как начал заниматься растениеводством в 90-е годы, работал совсем в иной сфере – мастером по ремонту теле- и радиоаппаратуры. Перемены в сфере бытовых услуг свели доходность этой профессии к нулю, вот и пришлось поменять направление деятельности.
Имея в своём арсенале несколько тракторов с навесным оборудованием, он поначалу обрабатывал 320 гектаров пашни. Выращивал пшеницу, кукурузу, подсолнечник и еще много чего. Сегодня же обрабатывает только 40 гектаров. Как объясняет, причин две: первая – возраст, ведь ему уже 67-й год, вторая, главная – большие колебания цен на зерновые в последнее время. Вот и решил он перейти на выращивание более предсказуемых в ценовом отношении культур. Уже полученный опыт подсказал остановиться на арбузах и овощах.
Сегодня 70% земли его КФХ засеяны арбузами в тоннельных парниках под плёнкой. Получает ранний урожай, который пользуется стабильным спросом. Тепличные арбузы не надо насыщать нитратами, чтобы быстрее спели, поэтому экологическая чистота урожая – одно из преимуществ фермера.
А ещё фермер выращивает на продажу сладкую кукурузу, ранний картофель, сладкий перец. Чтобы кормить птицу (содержит более 300 голов кур, уток и гусей), сеет фуражную пшеницу и кукурузу. Есть ещё участок у дома в 24 сотки, где у Карпенко разбит большой сад.
Фермер так рассказывает о своём хозяйстве:
- Сегодня моя семья самостоятельно обеспечивает себя мясом птицы, овощами, фруктами, а более 80% выращенной продукции идёт на продажу. И я не один такой в станице хозяин. Многие станичные казаки способны кормить и себя, и земляков. Поэтому назрела необходимость в организации на территории нашего поселения у трассы Тихорецк – Махачкала рынка для реализации сельхозпродукции. А то сейчас мы отдаём перекупщикам урожай в три-четыре раза дешевле, чем могли бы реализовать сами.
Об этой проблеме говорит не только Карпенко. Действительно, малый бизнес, в отличие от крупного, вполне способен совмещать производство и торговлю без роста себестоимости и, следовательно, конечной цены товара. Вот только не может, как это делают гиганты экономики, самостоятельно создать торговую сеть.
И в этом вопросе ждет помощи от государства.