Живет в Тихорецке веселый добрый мальчуган Ваня Фокин.
Мечтает Ваня поскорей вырасти, пойти в школу и учиться на пятерки. Именно поэтому он регулярно посещает студию «Малышок» тихорецкого центра внешкольной работы «Гармония».
Внимательно слушает педагогов, широко распахнув глаза. А педагоги так много рассказывают ребятам о Великой Отечественной войне и её героях!
Огнедышащий дракон
Трудно понять Ване, что война - не игра с пистолетиком, не компьютерная «стрелялка», а настоящая, чудовищная и безжалостная, всепожирающая, как огненный дракон. Пытается Ваня представить, кому и зачем она нужна такая, и не может. Спросил бы у дедушки, так и дедушка не был на войне. Спросить бы у прадедушки, так не довелось им встретиться на этой земле. Но хранится в Ваниной семье старая заветная шкатулка, в ней не кольца и серьги, а память о прадеде.
Дрожащей рукой открывает мальчик потемневшую от времени таинственную шкатулку и с любопытством рассматривает семейные реликвии – ордена, медали, фотографии своего прадеда Хрипункова Михаила Даниловича. Из разговоров взрослых понимает, что это он, его прадед, подарил ему, маленькому Ване, и другим мальчишкам и девчонкам счастливую мирную жизнь. И было это более 70 лет назад. Победила тогда наша страна огнедышащего фашистского дракона…
Ах, война…
Когда началась война, Мише Хрипункову было пятнадцать лет. За спиною семь классов образования. Нелегкая крестьянская жизнь многодетной семьи в станице Новорождественской научила парня трудиться с утра до ночи. Не было у Миши иного выбора, как только своим трудом помогать воюющим на фронте станичникам. Поэтому работал подросток в тихорецкой артели «3-я пятилетка» мастером гребеночных изделий и дождаться не мог, когда окажется на фронте. Бывало, соберётся с товарищами и сговаривается, как тайком сбежать в действующую часть. Мать, Аграфену Викторовну, только жалко было, одной четверых детей ей не поднять.
Тем более огненный дракон уже пошел гулять по улицам родного города: то здесь, то там пылали и разрушались дома, гибли люди. Это ненавистные фашисты сначала бомбили, а потом и вовсе оккупировали Тихорецк. Но как только освободили наши войска город и Мише исполнилось 18 лет, попросился он на фронт.
О доблести, о подвигах, о славе
С 1944 года Михаил Хрипунков уже воевал в составе 358 стрелкового полка 70 дивизии II Белорусского фронта. И так воевал, что за все три года накопленную ненависть к врагу разом выплеснул.
За доблесть, бесстрашие и храбрость наградили Михаила орденами Красной Звезды, Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу». Медаль «За оборону Кавказа» получил в кровопролитнейших сражениях на Керченском плацдарме. Был тяжело ранен в руку, да так, что перебило сухожилие.
Другой бы на его месте сказал: «Инвалид, пора домой». Но не мог Михаил демобилизоваться, боялся, что вражеские сапоги вновь будут топтать родную землю. Так дошел он до Берлина.
Служил авиационным техником. До 1951 года не оставлял военной службы, охранял восточные рубежи Родины. В родной Тихорецк вернулся он из Приморского края с молодой красавицей женой Евдокией, чтобы строить мирную жизнь. Трудился сцепщиком вагонов, составителем поездов, башмачником. Растил детей, радовался жизни, мечтал построить коммунизм...
Вместо послесловия
Задумался Ваня - герой или не герой его прадед? Если герой, почему нет памятника прадеду на площади? А если не герой, откуда у девятнадцатилетнего мальчишки столько орденов и медалей всего за один год войны?!
Эх, спросить бы Михаила Даниловича! Уж он бы точно все рассказал и объяснил. Да вот только слишком рано ушел дед – в 1986 году. Не дождался он Вани. Спасибо, хоть шкатулку оставил!
История шкатулки семьи Хрипунковых-Фокиных записана педагогом дополнительного
образования Еленой ЗВЯГИНОЙ.