Предлагаем вам новый рассказ Анатолия АКУЛОВА, тихоречанина, который жил в Тихорецке и учился в школе 34. Сейчас живёт в Эстонии, Таллинне, работает старшим механиком в иностранном торговом флоте. В свободное время пишет свои воспоминания и рассказы.
В начале февраля 2006 года мы, представители судоходной компании «Эсттрест», совершили очередную поездку в поисках покупки приличного судна, на этот раз во Францию, в порт Сет (Sete) на Cредиземноморском побережье, провинция Лангедок-Руссильон.
Самолетом долетели до Марселя, а там взяли напрокат легковую автомашину марки «Рено-Логан» и покатили по прекрасным французским дорогам вдоль побережья.
Лангедок-Руссильон - регион на юге Франции, расположенный на берегу Средиземного моря. Регион простирается от границы с Испанией до дельты реки Роны, здесь зарегистрировано 300 солнечных дней в году. Длинные пляжи чередуются с дикими лагунами, раем для розовых фламинго, но мы их в это время здесь не встретили.
Мы прилетели довольно поздно, и первая остановка у нас была в городе Арль, где мы сняли гостиницу, поужинали в соседнем ресторанчике, утром позавтракали в уютном кафе при гостинице, а потом поехали в местный порт, куда зашло наше судно «Диадем». До обеда осмотрели судно, решили многие вопросы по эксплуатации и дальнейшей работе «Диадема» в этом, сложном для навигации, районе. Судно отошло от причала, а мы поехали на своём автомобиле дальше, в порт Сет.
Морской рейд порта Сет |
Удивлялись, что по дороге, которая вела в Сет, были бесконечные виноградники по обеим сторонам трассы, изредка встречались оливковые рощи. Наконец до нас дошло: конечно, виноградники - как же на юге Франции можно было бы обойтись без виноградников?
В этом регионе находится 2996 квадратных километров виноградников. На протяжении столетий регион был важным центром виноделия. Местная почва и средиземноморский климат благоприятны для выращивания винограда. Возле каждой плантации или участка обязательно была усадьба или дом с непременной винокурней, т.е. каждый хозяин давил свой виноград и производил вино, под своим определённым названием, отдавая дань многовековой традиции. Подсчитано, что каждая из десяти произведённых в мире бутылок вина сделана здесь, более трети французских столовых вин производится в Лангедоке.
400 тысяч лет назад на этой территории жили первобытные люди, и именно здесь находилась древнейшая в Европе стоянка человека.
Проехали через город Ним, а в 28 км к юго-востоку от Монпелье начались пригороды города-порта Сет.
Заехали в город и стали искать гостиницу, так как должны были здесь прожить не менее 4-х дней. Здесь нас дожидался корабль, который мы собирались купить.
В Сете пахнет морем, горячим песком, раскалённым лучами жаркого солнца, слышны гудки кораблей в порту. Торговый и рыболовецкий городок Сет, известный ещё в римскую эпоху, очень удачно расположен между морем и прибрежным озером То (Thau) - огромным внутренним водоёмом. В средние века в Сете занимались не только ловлей морской и озёрной рыбы, но и производили красную краску кармин. В 17 веке порт Сет приобрёл важное значение в связи со строительством Южного канала, который именно здесь выходит в Средиземное море, соединяя его с Атлантическим океаном, и Сет стал крупным портом Средиземноморья, соперничающим с Марселем.
Типичная усадьба с виноградником |
Нашли стоянку для автомобиля и определились с гостиницей, которая находилась у самой набережной канала. Из номера гостиницы открывался великолепный вид на канал, где стояли причаленные катера и рыбацкие шхуны, на набережной толпились туристы.
Город получил поэтическое название «Венеция Лангедока» из-за сети каналов, которые соединяли море и рядом лежащее озеро То. Он изрезан живописными каналами, через которые перекинуты мостики. Похоже на Венецию, только в Венеции из каналов несёт гнилью (знаю не понаслышке, я там был), а здесь запах свежий, морской.
Город Сет стоит как бы на острове: 12 мостов (5 из них разводные), связывают различные кварталы города, а пляжи тянутся на 15 километров, с мелким белым песком.
Вечером прошлись вдоль канала, дошли до гавани, увидели на рейде наше судно, куда мы завтра поедем производить инспекцию.
Вдоль всего канала, на набережной, встретили неподдающееся перечислению количество рыбных кафе, ресторанов и ресторанчиков, очень красиво оформленных, уютных, с красочными рекламами, и устоять перед таким соблазном было не в наших силах! Пренебречь неповторимой южной кухней? Нет, это невозможно - лишать себя такого удовольствия! Быть здесь и не пить здешнего вина, красного, розового, белого, игристого, муската? Это значило бы, что мы побывали в Лангедоке-Руссильоне как бы наполовину, не больше. Нет, этого не произойдёт!
Мы решили отдаться потоку здешней жизни, он, этот поток, течёт здесь уже тысячи лет и, значит, проверен временем. И, значит, жизнь здесь идёт правильно, и всё устроено идеально - так, как и должно быть устроено в этом лучшем из миров.
Рыбацкая шхуна |
Недалеко от нас причалила небольшая рыбацкая шхуна, которая привезла свежайший улов, расфасованный в деревянных ящиках, уставленных на палубе. Весь улов был тут же распродан местным хозяйкам и в близлежащие рестораны.
Сет обеспечивает южную Францию сардинами, анчоусами, форелью, тунцом и угрём, устрицами, мидиями, съедобными моллюсками.
Зашли в один привлекательный ресторанчик, на 9- 10 человек, не больше, устроились у огромного окна с видом на набережную и стали изучать меню. Для поднятия аппетита заказали по порции устриц. Устриц и мидий в Сете выращивают на специальных платформах и верёвках в солёном озере Этан-де-То, рядышком, где содержание соли понижено. Этими устрицами и мидиями город Сет снабжает весь южный регион Франции.
Сидели и дискутировали на тему о том, как же много господь бог подарил этим французам - и климат, и море, и солнце, а нам, живущим в Прибалтике, недодал и тепла, и солнца, и возможности в феврале жить здесь, в Сете, словно в таллиннском июне-июле!
Заказали бутылку белого бархатистого вина Minervas и большие объёмные бокалы. Принесли устриц, в специальной глубокой миске, сверху горкой лежали дольки лимона. Запахло морем и солью!
Для открывания устриц подали специальные ножи, и мы начали тренироваться, как открывать раковины и что делать с содержимым. Усвоили процедуру довольно быстро. После открытия раковины на устрицу надо немножко выдавить лимонного сока, высосать её из раковины вместе с вкуснейшим устричным соком.
Устрицы были уничтожены, и в животе стала ощущаться приятная тяжесть, а белое мягкое бархатное вино очень хорошо стало уживаться там с устрицами.
На второе заказали две порции жареных королевских креветок и вторую бутылку. Белое вино принесли сразу же и, пока мы наслаждались его мягким, ароматным вкусом, подоспели и креветки. Их нам принесли на больших глиняных коричневых блюдах, пышущих жаром и ароматом каких-то средиземноморских трав, которыми были обильно присыпаны. Креветки были величиной с крупного речного рака, на блюде по 10 штук. Рассказывать о том, какие они были вкусные, - занятие неблагодарное, я советую съездить в Сет, где всё станет понятно…
Бои на воде |
Дорога в гостиницу оказалась длинной, не хотелось покидать гостеприимные набережные.
На следующий день нам сообщили, что корабль не готов к инспекции, и нам придется ждать до следующего утра. Известие было очень приятным, так как после вчерашнего ужина никуда не хотелось ехать.
Было воскресенье, и нас ждал праздничный город, в окна гостиницы доносились звуки уличного духового оркестра, и солнышко светило с небес на эту благодатную землю!
Вышли на набережную и увидели в канале синие и красные лодки, а на набережной были сооружены специальные трибуны, полностью заполненные жителями города. Рядом стоял оркестр, и гремела духовая музыка местных музыкантов. Нам объяснили, что сегодня будут проведены бои на воде, по сбрасыванию бойцов разных команд в воду из лодок. Этому местному развлечению много веков!
На лодках, в носовой части были закреплены какие-то специальные выступы, а в синих и красных лодках сидели гребцы. На специальных выступах находились бойцы со щитами и копьём. Раньше гребцы гребли вёслами, а сейчас все лодки с мотором. Боец на каждой лодке принимает стойку, на выступе, корпусом вперёд. Когда лодки сближаются, бойцы бьют копьём в щит друг друга. Выиграет тот, кто устоит на выступе, а сбитого бойца вылавливают с других лодок. Лодки разворачиваются и идут на следующий круг. На место упавшего поднимается следующий участник команды. Побеждает команда, где останется большее количество бойцов.
Мы пробились на трибуну и вместе со всеми участвовали в этом празднике и орали за всех подряд, так как никого не знали, а зрелище было захватывающим.
Приближалось время обеда, и скоро закончились бои. Победили «синие», но радость была всеобщей, здесь вокруг царила атмосфера праздника и неподдельного веселья!
Обедали мы в другом ресторанчике, но на этот раз ограничились баклажанами, приготовленными по особому рецепту, мидиями и охлаждённым вином.
Из поколения в поколение жители Средиземноморья создавали тонкую, ароматную кухню, где овощи, оливковое масло, чеснок и приправы играют ведущую роль. Баклажаны таяли во рту, но и для мидий нашлось место. Вино было выше всяких похвал.
К великому нашему сожалению, нам позвонили с корабля и сообщили, что готовы нас принять на борт для проведения инспекции. Хорошо, что вина мы выпили по бокалу, и закуска была столь обильной, что ехать на инспекцию можно было с чистой совестью и ясной головой. Нас довезли до причала, где ждал буксир, и повезли на рейд, где стояло на якоре наше судно, которое мы собирались купить.
Судно было испанской постройки, а хозяевами судна были поляки, так же как и весь экипаж, он полностью состоял из польских моряков, что облегчило нам инспекцию, и мы прекрасно понимали друг друга. За 6 часов мы осмотрели всё судно: я в машине, мой коллега - на палубе и в танках. По большому счёту мы были довольны судном, оно было в очень хорошем состоянии. Наша миссия была выполнена, а вот купят судно или нет - решать судовладельцам нашей компании, после нашего доклада по прилёту в Таллинн.
Простились с экипажем и на буксире добрались до причала. Поздним вечером прогулялись по этому прекрасному, очень уютному и гостеприимному городу-порту и вечером посетили рыбный ресторан. Нельзя было уехать из этого рыбного порта Франции и не вкусить рыбных деликатесов, изготовленных по знаменитым рецептам французской кухни. Мы решили не экспериментировать и заказать тарелку с морепродуктами, которые в этом порту были всегда первой свежести и прекрасно оформлены для подачи на стол. Впечатления остались незабываемыми!
После рыбного ресторана мы отправились отдыхать в свою гостиницу. Утром выехали из Сета, добрались до Марселя, сдали автомашину, заночевали в огромнейшем марсельском отеле в пригороде города.
Прощай южная Франция! Мы улетаем в холодную, серую Прибалтику!