В марте этого года вступил в силу закон, позволяющий оперативно блокировать мобильные номера, которые используются заключенными для совершения противоправных действий.
Как рассказал депутат Государственной Думы Алексей Ткачев, документ нацелен на совершенствование оперативно-профилактической работы, направленной на предупреждение и предотвращение преступлений, совершаемых лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, а также лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В частности, данная мера направлена на борьбу с телефонным мошенничеством.
Дополнительно парламентарий сообщил, что операторы связи будут блокировать номера абонентов по заявлению ФСИН. Это мера будет применяться в том случае, если будет установлено, что человек пользовался телефоном в камере следственного изолятора, колонии или другого исправительного учреждения. Данная норма касается как осуждённых, так и подозреваемых и обвиняемых.
В 2020 году наиболее распространенным видом мошенничества стало мошенничество в сфере информационно-телекоммуникационных технологий или компьютерной информации. По данным Генпрокуратуры РФ, на них приходится около 70% всех хищений, совершенных путем обмана или злоупотребления доверием. При этом более 42,7% мошенничеств совершалось с использованием средств мобильной связи. Также Генпрокуратура РФ констатировала значительное увеличение числа краж, совершенных с банковского счета или в отношении электронных денежных средств: за прошедший год зарегистрировано увеличение таких преступных посягательств более чем на 44%, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
По данным Банка России, за 2020 год мошенники украли у банковских клиентов около 9 млрд руб. В основном они используют телефонные звонки от якобы «службы безопасности банка», с помощью которых убеждают людей раскрыть данные для доступа к счету или самостоятельно перевести деньги на счет злоумышленников. ЦБ за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, что почти в четыре раза превышает показатель за аналогичный период 2019 года. Около 80% злоумышленников звонили гражданам с подменных номеров банков.
В конце 2020 года крупнейшие банки и сотовые операторы начали запускать платформы по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками. Такие платформы осуществляют обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. В случае обнаружения мошеннических номеров банк может приостановить нехарактерные для клиента операции по карте после подозрительного звонка до выяснения обстоятельств.
По официальной информации за прошлый год в Краснодарском крае зарегистрировано 19 тысяч преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, из них порядка 16 тысяч - это так называемое дистанционное мошенничество, кражи с банковской карты. Таким образом, на 100 тысяч населения приходится около 300 таких преступлений.