Владимир Жданов с сыном Даниилом перед восхождением на Эльбрус |
Эта гора, являющаяся магическим символом всего горного района, в техническом отношении в восхождении не сложна, но высота и непредсказуемость делают её загадкой.
Как-то нам посчастливилось побывать на ней вместе с учёными-геофизиками. Они неохотно, но поделились с нами информацией о том, что, несмотря на то, что Эльбрус – потухший вулкан, внутри у него идут бурные геофизические процессы. Вулкан и сам вечный турист, шагающий в сторону Астрахани со скоростью пять сантиметров в год.
Гора эта выделяет сероводород и углекислый газ, которые просачиваются через породы и трещины ледника с разной периодичностью. Поэтому даже хорошо подготовленного альпиниста Эльбрус может не пустить на вершину – неожиданно сделает так, что нечем будет дышать! А иной раз даже новичок может, правда, на пределе человеческих сил, но взойти на него.
Когда я бываю в тех местах, то мне всегда кажется, что снег и лёд здесь имеют свой запах.
В 2014-м году самые опытные наши тихорецкие альпинисты – семья Ждановых - решились на штурм этой горы-загадки.
Глава семьи Владимир был на вершине много раз. Сын Даниил побывал там в позапрошлом году, а вот жена Люда не была никогда.
Акклиматизацию они проходили в районе Джан-Тугана. Поднявшись на перевал имени ВЦСПС, на высоту 3300 метров, они встретили тихоречан – Геннадия Часовских с женой Натальей и Людмилу Дёмину. Те только что спустились с горы Курмычи высотой 4050 метров.
На следующий день Ждановы для лучшей акклиматизации провели на перевале ещё сутки. Они поднимались по склону до скал Пастухова и спускались в лагерь.
Наконец, утром, как и всегда, в три часа ночи семья отправилась на штурм вершины. Вокруг лежал снег, который выпал ночью, температура воздуха –18. Это в августе!
Владимир рассказывает:
- Раньше нас к вершине ушло несколько групп, но следов на Эльбрусе не остаётся. Ветер в считанные секунды заметает их. До высоты в пять тысяч метров добрались нормально, а вот дальше дышать стало очень тяжело. Шли в связке, так и выбрались на пик. А там уже две группы… Они быстренько сфотографировались и пошли вниз.
С вершины было видно, как гору обволакивает чернота. Мы тоже поспешили назад и правильно сделали – уже в районе седловины почувствовали лёгкий запах озона и услышали потрескивание над головами. Это значит, что атмосфера наэлектризована и появилась большая опасность попадания в нас молнии.
Приказал всем лечь на снег, а после короткого отдыха, согнувшись, бежать вниз короткими перебежками с десяток метров. Лишь побывавший здесь знает, что такое бегать на Эльбрусе!
Рывками, измотанные, но ушли от седловины. Затем попытались встать в рост и идти. Но опять потрескивание над головами. Это давала о себе знать разность потенциалов – в атмосфере «плюс», а мы – «минус». Сын предложил выбросить всё металлическое. Нет, жалко. Продолжали выползать.
А, спустившись ещё ниже, наблюдали жуткую картину – там, где мы были ещё совсем недавно, молнии прямыми лучами полосовали каменную гряду.
Слава Богу, что в этот день наша группа была последней на вершине – никто не пострадал.
Вот такой вот рассказ. Спрашиваю Владимира: "А что, сын и жена после всего пережитого ни ногой больше в горы?".
Отвечает: "Ну, это перебор. Горы мы любим и будем туда ходить!".
Иван ГОНЧАРОВ, общественный корреспондент.