Об этом рассказал руководитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском районах Лариса Евсеева.
Очень удобно приобретать товары дистанционно. Не нужно тратить время на походы по магазинам в поисках необходимой покупки. Но, приобретая товары дистанционным способом, потребители могут столкнуться с некоторыми проблемами.
- Лариса Викторовна, если в установленный срок товар не передан покупателю, а уже оплачен?
- В таком случае потребитель, руководствуясь положениями ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», вправе потребовать передачу оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
- Как себя правильно вести при получении доставки заказа?
- При получении посылки нужно настаивать на вскрытии в присутствии представителя организации, оказывающей услуги по доставке, курьер это или сотрудник почтового отделения, и составлении акта осмотра. Если получение товара происходит в пункте выдачи продавца, необходимо вскрыть товар при получении. Если прислали совершенно иную вещь, значительно меньшую по стоимости, либо посылка содержит в себе только весовое наполнение - песок, бумагу или полиэтилен, - важно обратиться к продавцу письменно: возможно, подмена произошла на этапе доставки, продавцу необходимо это доказать. В последующем при наличии доказательной базы и неразрешения вопроса в досудебном претензионном порядке – обращение в суд с исковым заявлением.
- Прислали товар, но не тот, как быть?
- В таком случае у заказчика должно остаться подтверждение заказа конкретного товара. Например, информация в личном кабинете, смс-подтверждение либо скриншоты поэтапного выбора и покупки товара, запись телефонного разговора. В этом случае потребитель вправе настаивать на том, что товар не соответствует условиям договора, и заявить одно из требований ст. 18 закона. Если подтверждение сведений о заказанном товаре отсутствует, доказать, что именно заказал потребитель, будет сложно, необходимо собирать доказательства и начинать переписку с продавцом.
- Что делать, если прислали поврежденный товар?
- Такие случаи часто возникают с бытовой техникой либо с крупногабаритными товарами. Актуален порядок действий из ранее описанной ситуации: осмотреть товар при получении, настоять на вскрытии упаковки, осмотре целостности товара, возможности включить товар. При наличии оснований составить соответствующий акт, отказаться от приемки товара. Далее необходимо письменно обратиться в адрес продавца и настаивать на одном из требований положений ст. 18 закона. Внимание! Если механические повреждения выявлены после подписания документов о получении, риски ложатся на плечи потребителя, и ему необходимо будет доказать, по чьей вине возникло повреждение, а это является непростой задачей.
- Товара пришел, но оказался некачественным, что делать?
- Можно потребовать замены на товар этой же марки, модели или артикула с перерасчетом покупной цены. Также - незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Или же вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
- Бывает, что пришел нужный, качественный товар, но он просто не подошел. Можно ли отказаться?
- Да, в соответствии с положениями ст. 26. 1 закона, потребитель вправе отказаться от товара в течение семи дней после передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.