В руках Жаннеты Иноземцевой прошлое, которое было так давно, но станет немного ближе благодаря этим фотографиям.
8 октября, в день станицы Терновской, мы расскажем о непростой судьбе одной из её долгожительниц.
Небольшой дом в центре станицы Терновской. Первая комната. На столе лампа для чтения, за ним сидит хозяйка дома Жаннета Иноземцева. 15 октября ей исполнится 91 год, за почти век она видела многое: потерю близких, приход врага на свою землю. Но всё пережила!
Жаннета Георгиевна родилась 15 октября 1931 года в городе Сочи. В семье было двое детей - она и старшая сестра Надежда. Когда нашей героине было шесть лет, в стране начались репрессии, которые не обошли стороной и Кубань.
- В 1937 году папу арестовали и нас оттуда выслали, - вспоминает Жаннета ИНОЗЕМЦЕВА. - Вроде как граница с Турцией рядом, объяснялось это так. У мамы в Тихорецке жила младшая сестра, и она списалась с ней. Тетя снимала квартиру у дедушки, а другую половину он продавал, мама купила, так мы стали тихоречанами.
Летом 1941 года началась Великая Отечественная война, в это время старшая сестра Надежда окончила 10 классов школы. Уехала с подругой поступать в медицинский институт, но по конкурсу обе не прошли.
- Из-за начала войны многие учиться не приехали, и вместо них девушкам пришли извещения о зачислении, - рассказывает Жаннета Георгиевна. - Но они тоже не поехали, война была на пороге. Каждый думал, как выживать… Мне было 11 лет, умирает мама. Сентябрь 1942 года, слякоть, потеря родного человека, немцы - и мы с Надеждой вдвоем.
Перед сестрами встал главный вопрос того времени - чем жить?
- В деревне всегда есть какие-то запасы, кормят огород, скотина. А в городе ничего нет. Маленький дворик – вот всё, что у нас было, - говорит ИНОЗЕМЦЕВА. - Сестра устроилась работать в газету «Ленинский путь» («Тихорецкие вести») литработником. Она должна была пешком ходить в колхозы брать сведения, чем живут люди, весной узнавала, как проходит посевная, летом - уборка. Я в это время училась в школе имени Калинина, она была напротив тихорецкого пивоваренного завода, сейчас там кинотеатр. Время было тяжелое, бомбежки, но мы продолжали учиться. Иногда учительница проводила уроки у себя дома, ей так спокойнее было.
Все, что выпало на долю сестер, они вынесли. Закончилась война, страна начала понемногу приходить в себя.
После школы Жаннета Иноземцева поступила в Ростовский педагогический институт на химико-биологический факультет. После его окончания по распределению её направили в Белокалитвинский район Ростовской области учителем химии, но ей там не нравилось.
- Станица Краснодонецкая располагается на берегу реки Северский Донец, везде каменистая местность, - говорит героиня. - Я туда приехала в 1954 году, там даже хлеба нельзя было купить, не выстояв многочасовой очереди, а у меня работа в школе. Если сравнивать жизнь в 50-е годы в Ростовской области и Краснодарском крае, то на Кубани люди жили побогаче.
Старшая сестра Жаннеты Георгиевны в это время уже вышла замуж, родила двоих сыновей. Иноземцева попросила Надежду узнать, есть ли работа в Тихорецке, но её не оказалось. Зато учитель химии требовался в школу станицы Терновской.
- Мне из деревни в деревню ехать не хотелось, - вспоминает героиня. – Думаю, ладно, посмотрю, как будет, и устроилась работать учителем химии, да так и осталась здесь навсегда.
Жаннета Георгиевна вышла замуж, родила троих детей, сына и дочерей, и продолжала работать в школе. Стаж преподавания - 32 года, в 1986 году она ушла на пенсию и посвятила себя чтению книг.
- Пошла на пенсию - перечитала всего Достоевского, всего Драйзера. Пользуюсь услугами сельской библиотеки, - говорит ИНОЗЕМЦЕВА. - Книги - это наша ценность. К сожалению, сейчас молодежь об этом забывает.
Я училась в четвёртом классе, когда в Тихорецк пришли немцы. Мне ярко запомнилось, как нас заставляли зачёркивать в учебниках портреты вождей.