Об этом не понаслышке знает ветеран санитарной службы Лариса Безинтанина.
- В 1972 году мы не допустили распространении в наш город холеры, которая шла из Средней Азии, - вспоминает заслуженный врач России Лариса БЕЗИНТАНИНА. - Тогда был зафиксирован всего один привозной случай страшной болезни, ей не дали распространиться. А в 1976 году в Тихорецке была вспышка дизентерии, заболело более тысячи человек. Всё из-за того, что при строительстве водопровода от Рощинского водозабора в город строители, чтобы сэкономить, самовольно изменили его направление. В результате в районе птицекомбината на «той» стороне, недалеко от улицы Парковой, водопроводные трубы проложили прямо под канализацией. Когда её прорвало, в воду попала кишечная палочка, и это привело к масштабным последствиям. Пришлось проводить комплекс карантинных мероприятий, во многом схожих с теми, что были при ковиде. Общими усилиями смогли выправить ситуацию и не допустить распространение болезни.
СУДЬБУ ИЗМЕНИЛ ПАСПОРТ
- О том, чтобы я стала врачом, мечтал папа, - рассказывает Лариса Ивановна. - Тогда как мне больше по душе была другая профессия. Открыто родителю перечить не стала, но после школы втайне от него решила поступать на химический факультет Иркутского госуниверситета. Приехала в вуз, выстояла длиннющую очередь в приёмную комиссию, и тут незадача: выяснилось, что я дома забыла… паспорт! Делать нечего - пошла в медицинский институт.
Там, как оказалось, ещё до экзаменов каждый факультет как на смотринах подбирал себе будущих студентов. В фойе размещались приёмные комиссии, ко мне подошла микробиолог. Она не жалея красок стала рассказывать, какая у них интересная профессия! И тут мне почему-то вспомнилось детство.
У нас в станице была малярийная станция. Эпидемиолог ещё во время войны на бричке ездила по ближайшим населённым пунктам, проводила профилактические мероприятия, чтобы не допустить вспышки болезни. Часто брала с собой меня, совсем ещё девчонку. Пока ехали, всё время твердила, что врач только лечит больных, а её задача важнее - не допустить болезни здоровых людей!
В общем, и нахлынувшие вдруг воспоминания, и рассказ аспирантки в фойе института убедили меня выбрать профессию санитарного врача.
С лёгкостью прошла вступительные испытания, стала студенткой. Чуть позже рассказала отцу, что выбрала не лечебное дело, а профессию санитарного врача. Он, к моему удивлению, ругаться не стал, а только произнёс:
- Значит, так судьба распорядилась...
СВОДКИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА
Отложилось в памяти дело тихорецкого сыркомбината. Тогда в разных регионах страны были выявлены случаи отравления детей в детских садах. Всех собак повесили на наше предприятие, которое поставляло туда сыр. Руководству грозили реальные уголовные дела, да и я могла лишиться должности. Пришлось немало потрудиться, чтобы доказать: виноват не сыркомбинат, а сами детские дошкольные учреждения, в которых царила антисанитария. Привезла неоспоримые, документально засвидетельствованные факты из соседней Новопокровской, где было последнее ЧП. И дело против сыркомбината рассыпалось как карточный домик.
СТО КУБИНЦЕВ
Больше всего запомнился случай, когда я работала врачом-инфекционистом в больнице. Кажется, шёл 1962-й год. Наша страна тогда дружила с Кубой, и в тихорецкий зерносовхоз приехали сто представителей Острова свободы. Всё хорошо, вот только завезли они нам глисты, которых в СССР никогда не было! Надо было оздоровить бедолаг, а как? Посланники первого социалистического государства в Латинской Америке спускали штаны, становились на стол на четвереньки - мне надо было через кишку ввести специальный препарат.
И тут меня охватила паника - я молоденькая, маленькая, худенькая, а кубинцы все здоровые, тёмненькие. Спасибо, медсестра Валентина Тихоновна - женщина-огонь - успокоила: «Лариса Ивановна, не волнуйтесь, я каждую попу клеёнкой прикрою. Так что делайте своё дело!»
Послушала коллегу и приступила к работе, обрабатывая одного за другим больных. В какой-то момент Тихоновна куда-то отлучилась. Заходит в кабинет очередной здоровяк под два метра ростом. Я его направляю в процедурную и объясняю, что нужно сделать. Он пошёл - а медсестры всё нет. Ждать больше нельзя было, я набралась смелости и сама пошла делать манипуляцию пациенту. Захожу и наблюдаю такую картину: абсолютно голый кубинец сидит на столе и крутится на нём, как в брейк-дансе! Я заорала, мигом вылетела из процедурной!
- Чем всё закончилось? - рыдая от смеха, спрашиваю Безинтанину.
- Как чем? - отвечает она. - Вылечили кубинцев. У нас же не зря самая лучшая в мире медицина была, мне ли не знать!
Лариса Безинтанина - одна из тех, кто по праву 15 сентября отмечает 100-летний юбилей службы. Более полувека (!) она отдала делу всей своей жизни. Причём 40 лет возглавляла санитарную службу города и района!
От всей души поздравляем Ларису Ивановну, всех ветеранов и нынешних сотрудников санитарной службы (сейчас она называется Роспотребнадзор) с праздником!
Ровно век назад Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет «О санитарных органах Республики. Этот день, 15 сентября, считается днем создания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России.
Полностью статью читайте в газете от 13 октября № 41.