- Как учили мама и бабушка, хозяйство нужно держать: раньше была корова, ближе к старости завели козочек, - говорил Иван НАГНИБЕДА.
- Моего дедушки Ивана Нагнибеды нет более двух лет, но, как жили мои предки, я знаю. Он всегда рассказывал о военном и послевоенном времени, - говорит Виолетта Гавриленко.
В 1943 году дедушке было шесть лет, тогда немец «шарил» по Тихорецкому району. И заходил в Еремизино-Борисовскую. Иван Нагнибеда жил с бабушкой Дарьей и мамой Татьяной, на отца уже пришла похоронка…
- Я видел немца, злющий такой, - вспоминал Иван Нагнибеда. - Ходили по дворам и спрашивали «яйка, курка, млеко» (яйца, курица, молоко). Видно, жрать хотелось, и к нам во двор зашёл. Так баба Дарья как поперла его палкой, тут второй подскочил и на нее оружие наставил, чтоб на колени встала, хотел расстрелять. Соседка прибежала, начала просить его не стрелять, мол, отдадут, что нужно, а баба стоит на своём: пошел вон и всё! Обошлось.
Послевоенные годы были голодные, и селяне выживали только за счет огорода и скотины.
- Бабы держали корову, делали творог, сметану, - вспоминал Иван Павлович. - Овощи были с огорода. И раз в месяц соседями собирались, запрягали подводу быками и ехали в Кропоткин на рынок. Вечером выезжали, на рассвете уже там. Но денег за товар никто не платил - был обмен. Картошку меняли на ткани, керосин для ламп.
- Ох и сколько держали индюков, тьму, - рассказывал дедушка. - И знали, когда их бить надо. Во дворе куча перьев, полные тазы перемывают, чистят, чтобы потом набить подушки и перины. В нашем доме их было очень много. А птицу - в подвал, там так было холодно, что ничего не пропадало. Сами ткали рушники, вышивали узоры на них. Всё умели.
В последние годы трендом стало мыловарение, можно купить любую форму и аромат. А в послевоенное время делали мыльный раствор.
- Брали пустые шляпки подсолнуха и сжигали, - запомнилась особая история дедушки. - Из золы делали мыльный раствор, которым стирали, использовали как шампунь и гель для душа. А также растапливали печь, когда пекли хлеб, чтоб запах был приятный.
![]() |
Пока Иван Павлович служил в армии, его будущая жена жила с его мамой и бабушкой. На снимке - Татьяна Нагнибеда, Дарья Анистратова и Александра Нагнибеда (слева направо). |
Это лишь немного фактов, которые рассказывал мне дедушка и которые буду рассказывать своим детям я. Ведь историю предков нужно помнить, хранить и оберегать!