15-летний Илья снисходительно оценил первый опыт нашего Александра в качестве продавца. |
Журналист "Тихорецких вестей" Александр Масляник на несколько часов «поменял» профессию, чтобы выяснить, насколько популярен у тихоречан исконно русский напиток.
На редакционное задание стать реализатором кваса автор шёл, вооружившись цифрами и фактами.
Итак, в нашем городе торгуют только двумя сортами — староминским и нашим, тихорецким. Какой лучше — дело, как говорится, вкуса.
Уличную торговлю любимого многими напитка в Тихорецке ведут три предпринимателя. Между ними распределены 14 точек. А с учётом рынка количество таких торговых мест - больше 20.
Вот на центральный рынок Тихорецка наш корреспондент и отправился в полдень среды, 27 июля. Припекало солнышко. Градусник на термометре перевалил за отметку +30.
А вот и мой «работодатель»: Ирина Кобец, предприниматель и реализатор кваса в одном лице, занимается этим уже 12 лет. Она любезно экипирует меня в спецодежду и бейсболку, и мы приступаем к совместной работе. Естественно, непосредственно к розливу напитка меня не допускают — нужна санитарная книжка, так что выступаю в роли подмастерья.
- В этом году сезон торговли квасом начался на месяц позже обычного, 16 июня, потому что прохладно было, — рассказывает в редкую минуту перерыва в обслуживании покупателей Ирина. — Зато потом такое пекло пошло! Такая жара нам, что скрывать, только в радость — выручка же больше!
Ирина знает, о чём говорит. Она, как предприниматель, заинтересована в большей реализации кваса.
- Секреты в вашем деле есть? - пытаю реализатора, который в среднем продаёт по 100-150 литров напитка в день при хорошей погоде.
- Какие там секреты! - улыбается Ира. — Как и во многих других профессиях, нужны умелые руки. Если думаете, что это так легко — разлить квас в стаканчик или бутылку, то ошибаетесь. Здесь без мастерства не обойтись — как краник правильно повернуть или, например, под каким градусом разливать квас, чтобы не пролить. На самом деле таких тонкостей, невидимых покупателю, много. Но главное, всё же, всегда с улыбкой встречать и провожать покупателя!
Постепенно осваиваюсь на рабочем месте и даже начинаю подмечать кое-какие нюансы. Например, абсолютное большинство покупателей (а за два часа совместной работы мы обслужили более 70 человек) предпочитают покупать маленький стаканчик.
Причём не только дети (а их немало), но и взрослые. А вот налить в пластиковую бутылку за это время попросили всего пару раз. Но такой выбор зависит от места торговли — на рынке люди хотят просто утолить жажду, а где-то ещё — основательно «затариться» на весь день.
Через час Ирину у прилавка сменяет племянник. Илье — 15 лет, приехал погостить к бабушке из Краснодара.
- Да он лучше меня уже справляется! - восклицает тётя в ответ на мой вопрос, не боится ли она доверить дело «первосезоннику».
Почему «первосезоннику»? Оказалось, для парня торговля квасом — тоже в новинку. Но, глядя, как виртуозно он разливает напиток в стаканчики, этого никогда и не скажешь!
Илья на каникулах решил совместить приятное с полезным — и заработать, и отдохнуть у родных. Главное, что занятие по душе он себе нашёл.
Этого, увы, никак не скажешь обо мне. Может, опыта маловато, может, это и не моё - квасом торговать. Да ещё с непривычки стали побаливать спина и ноги.
В общем, через два не самых простых часа в своей профессиональной деятельности в редакцию возвращаюсь с облегчением. Как говорится, каждому своё...