Чуть больше недели назад возле новых планов на Алексеевскую сбили скутериста. К счастью, парень отделался ушибами и ссадинами, но попал в больницу.
Подобных ДТП, к сожалению, не только в нашем районе, но и по всей стране – немало. О необходимости введения прав для любителей этой техники говорили очень давно: в Госдуме, сотрудники ГИБДД, просто водители, которые каждый день встречаются с бесшабашностью скутеристов. И наконец-то!
С ноября – по-новому
«Российская газета» 13 мая этого года опубликовала подписанный президентом Владимиром Путиным закон, согласно которому через 180 дней в стране появятся новые категории и подкатегории водительских прав. Закон вступает в силу 5 ноября 2013 г., и россияне будут обязаны получать права на управление мопедом или легким квадроциклом.
Водительские права для мопедов будут относиться к категории M. Их можно будет получить с 16 лет, как и права категории A, разрешающие езду на мотоцикле. Предполагается, что для управления мопедом, скутером или легким квадроциклом необходимо будет сдать только экзамен на знание правил дорожного движения. Методику пропишет Госавтоинспекция.
В законе сказано, что тем, у кого уже имеются права какой-либо другой категории, сдавать на категорию М не нужно. Поэтому автоинструкторы считают, что особого ажиотажа из-за принятия нового закона не будет. Пока в автошколах города нам затруднились ответить, как будет происходить обучение на категорию М. Всю программу скинут из Краснодара, получив ценные указания из Москвы, т.е. лицензии на обучение по категории М у наших автошкол пока нет.
Также, согласно закону, обязательным сделали и регистрацию скутера или мопеда.
Почему без шлема?
Обычно, как только дороги высыхают после снега, на них появляется большое число водителей на мопедах (скутерах), которые и понятия не имеют о дорожных правилах. Да и возраст у таких водителей едва достигает 16 лет. А о наличии ответственности уж и говорить нечего. В летнее время владельцы именно этих транспортных средств становятся причиной аварий на дорогах либо их жертвами.
По словам экспертов, введение обязательной сдачи экзаменов для получения права управления мопедом является очень правильным шагом, потому что зачастую происходит так, что люди, сидящие за рулем мопеда, не имеют знаний о дорожных правилах, хотя являются полноправными участниками движения на дороге.
Мы попросили инспектора по пропаганде РДПС г.Тихорецка Павла ГАВРИЛОВА взять нас с собой на дежурство, преследуя одну цель, - поговорить со скутеристами.
- Я не против, только можем никого не остановить!
- Они что, не выполняют требование сотрудников ДПС остановиться?!
- Зачастую не выполняют. Гнаться за ними бесполезно, во-первых, опасно – убьются, во-вторых – уйдут через дворы, там, где наша «патрулька» не проедет.
Попросили инспектора, по возможности, все же задать вопросы по правилам дорожного движения водителям скутеров. И спросить, почему они их не соблюдают, а также, пренебрегая своей безопасностью, ездят без шлема?
- Правила они все знают, - рассказал нам инспектор через несколько дней. - Почему не соблюдают? Потому что уверены, что их действия останутся безнаказанными. На вопрос, почему без шлема, отвечают: жарко!
Хочу добавить водителям мототранспорта – помните, что можете находиться в мертвой зоне видимости. При обгоне убедитесь, что вас видят водители автомобилей. Управлять скутером нужно с включенным светом. Никогда не совершайте маневры без включения поворотников либо жеста руки. Знайте, в случае ДТП водитель скутера получит более тяжкие телесные повреждения, чем водитель другого транспорта.
Нужны ли им права?
Наталья ВЕРНОВА, за рулем 3 года:
- Мне каждый день на дороге попадаются скутеристы. Обгоняют они не по правилам, и где-нибудь перед светофором или закрытым переездом обязательно становятся перед моей машиной. Тащусь за ним, обгоняю очень аккуратно, так как не знаю, что от него можно ожидать.
Олег ГОДУНОВ, водитель с 29-летним стажем:
- Давно пора ввести им права. Они такие же, как и мы, автомобилисты, равноправные участники дорожного движения. Обязаны соблюдать ПДД, культуру вождения.
Наталья КИШКИНОВА, инспектор по пропаганде ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району, за рулем с 2009 года:
- Страшно за их жизнь, ведь за рулем скутера, не зная правил дорожного движения, ездят несовершеннолетние дети. Права на скутер должны выдавать с 18 лет, а не с 16!
Денис КОМАРОВ, президент мотоклуба «ТТ»:
- К скутеру отношусь как к прекрасному средству передвижения. Права нужны, сколько молодежи уже побилось! Я бы выдавал их с 14 лет. Систему бы сделать, как в Советском Союзе: с 10 лет можно ездить на велосипеде, с 14 – управлять мопедом, с 16 мотоциклом, с 18 – тяжелым мотоциклом. Водитель должен пройти все эти ступени вождения.
Мы обязательно продолжим этот разговор. Нам важно знать ваше мнение, пишите!