Крайний слева - В.М. Песков, справа - тихоречанин И.И. Гончаров |
В юго-западной части Тихорецка не осталось ни одного газетного киоска. А проживает здесь более трети населения города. В центральной же части нашего города, как говорят, «на нашей стороне», киосков более десятка.
Подхожу к одному из них за газетой, а в витрине знакомая кепка и добрый прищур умных глаз – «Василий Песков, полное собрание сочинений». На витрине уже 10-й том.
«Раскупают очень охотно», - говорит продавец.
Песков Василий Михайлович (1930 – 2013) – советский писатель, журналист, фоторепортёр, тележурналист, телеведущий программы «В мире животных» (1975 -1990), путешественник. Лауреат Ленинской премии (1964 г.), лауреат премии Правительства России в области средств массовой информации (2013 г.). Автор многочисленных очерков и публикаций о природе, экологии, людях. Самые известные произведения – «Шаги по росе» (Ленинская премия), «Белые сны», «Ржаная песня».
С Песковым я встречался на крыльце газеты «Комсомольская правда», корреспондентом которой он был почти 60 лет. Случилось это так: после обсуждения в редакции с жительницей Иркутска статьи мы задержались с ней у выхода, споря о Сибири. Тут мы и увидели Пескова.
Всемирно узнаваемый, Василий Михайлович поднялся на крыльцо, поздоровался и остановился, не вступая в спор. В его нерешительности была какая-то королевская вежливость.
- Василий Михайлович, можно консультацию? – представившись, обратился я к нему.
- Валяй! – очень охотно, по простому ответил классик советской журналистики.
- Были мы в горах в районе посёлка Архыз. С трудом, по весенним ручьям и речкам пробились на погранзаставу. Пока пограничники изучали наши документы, я, с их разрешения, приник к большому стационарному биноклю. На горе, через ущелье заметил что-то коричневое, живое. Корова? Подкрутил окуляры и увидел, что это медведь. Зверь сидел по-человечьи и передними лапами рвал дёрн. В его когтях, как вареные макароны, повисали какие-то корни. Медведь отряхивал их и отправлял в пасть. Рядом находились заросли - рододендроновые или можжевельника. Крикнул ребят. Они по очереди стали наблюдать за зверем. Медведь, видимо, почувствовал слежку и бочком, бочком стал уходить по крутому склону в ельник. Интересно, что же это за корни такие были?
- Эх, зачем звал друзей! - подосадовал Песков. – Ваша яркая одежда бликует и пугает всё живое. А насчёт корней, думаю, что это мишкина аптека – весна, голодно. А в корнях много эфирных масел и минеральных веществ. Этим он и чистит желудок. За животными надо наблюдать сверхосторожно. Помню, как-то выследил волка. У него на краю лётного поля было чуть ли не логово. Долго смотрел, как он нюхает воздух, читает запахи. Самолёты с рёвом садятся и взлетают, а он ни ухом. В это время у меня затекла нога, я чуть шевельнулся и волк мигом исчез.
- Вообще-то из-за вас, Василий Михайлович, – продолжил я разговор, - мне довелось завалить экзамен в МГУ на факультет журналистики. Печатался во флотской газете, во Владивостоке, прошёл творческий конкурс – было 12 человек на место, а осталось нас двое. Стал писать сочинение по вашей книге «Шаги по росе» и наделал ошибок!
- Тут я тебе не советчик, – засмеялся Песков и добавил: - я и сам не прошёл бы экзамен на грамотность. Одно могу сказать – пиши предложения покороче, главное - пиши новое, нужное.
Крепкое пожатие шершавой руки, и невысокая коренастая фигура в серенькой кепке скрылась за дверью.
Сколько лет уже журналистская братия спорит о том, как человек, закончивший строительный техникум, стал легендой отечественной журналистики? Какой удивительный взгляд на природу, какое её знание! Каждая его газетная статья – пение жаворонка над полем.
Над тем воронежским полем, над которым развеян прах Василия Михайловича, по его личному завещанию.
Иван ГОНЧАРОВ, общественный корреспондент.
Фото из личного архива автора.