В перестроечные восьмидесятые продвинутые флотские офицеры передвигались по Сахалину на "Запорожцах", а уж самые крутые - на "Жигулях". Не было на острове тогда всемирной японской автомобильной свалки. Завозить из Японии дешевую подержанную автотехнику начали сразу же, как рухнул Советский Союз. Причем завозить в таких количествах, что практически у всего населения Сахалина имелось по парочке ржавеньких, но вполне ещё пригодных для недалёких поездок автомашин. Да и то сказать: куда можно далеко уехать с острова?
А в описываемое время наш начальник оперативного отдела капитан 2 ранга Ратников ездил на белом "Запорожце" без ложной мнительности. Напротив - он очень гордился своим железным конём. Комбрига Терещенко возили на УАЗике. Начпо, известное дело, ездил на личной "Волге", а все остальные офицеры к штабу бригады добирались на своих двоих.
У комбрига Терещенко заболело горло, врачи заглянули туда и поставили диагноз - ангина. Какое самое народное и популярное средство от ангины?
Правильно, керосин. Берёшь палочку, наматываешь на неё вату, окунаешь в керосин и протираешь горло. С детства все знают.
Наш флагманский "Пилюлькин" предложил комбригу какое-то полоскание, но тот отказался.
- Виктор Иванович, - сказал Терещенко, - найди мне немного керосина, это будет вернее, чем все твои фурацилины.
Нашего комбрига капитана 1 ранга Терещенко Владимира Антоновича все знали и уважали. Доктору на складе налили полную 25-литровую канистру. Он едва припёр её в штаб, расположенный на сопке.
- Куда мне столько? - сказал комбриг, отлил в бутылочку и ушёл.
Канистра с керосином осталась у доктора. А куда её? Назад не понесёшь, всё-таки подарок от тыловиков. Обидятся.
Через неделю док уходил в отпуск. Свои обязанности возложил на молодого дивизионного врача, а канистру с керосином принёс в оперативный отдел. Типа, сохранить до его возвращения.
- Что это?- спросил Ратников, наткнувшись на канистру.
- А чёрт его знает? Доктор принёс и оставил. Пахнет вроде как бензином, - ответили ему оперативники.
- Что ж, - задумчиво сказал Владимир Иванович, - бензин - это хорошо.
И надо же было свалиться на нашу Сахалинскую ОВРу нежданной флотской комиссии.
Двое хмурых капразов с ответственными выражениями на лицах заглянули в оперативный отдел.
- Кто начальник отдела? Это ваш "Запорожец"? Поехали по частям проверять документацию!..
…Была поздняя осень, только что выпал первый снег. Штабные сидели по кабинетам - кто-то чертил схемы, кто-то писал план. Флагманский "мускул" Ефремов расставлял на новую полочку свои кубки за спортивные достижения.
От резкого звука вертолётных винтов все вздрогнули. Казалось, что эта железная птица вот-вот влетит в окно. Спортивные кубки посыпались с полки физкультурника Ефремова.
Выскочили на улицу, видим - "Запорожец" гремит, трясётся, как будто готовится на взлёт. В задние окошки выглядывают перепуганные капразы, а Ратников еле удерживает в руках трясущийся руль своей коробчонки. Из выхлопной трубы "Запорожца" выбило всю копоть, и она ровным слоем легла на первый снежок.
Тряслась комиссия в машине минут пять, а потом рывками начала движение вниз от штаба и скрылась из глаз в плотном дымном облаке.
Оказывается, Ратников залил в топливный бак вместо бензина "левый" керосин, доставшийся по наследству от флагманского доктора. Хорошо, что в баке оставалось литров пять 76-го бензина. На этой взрывчатой смеси Владимир Иванович и возил короткими рывками флотскую комиссию по всему гарнизону города Корсакова. Едут, остановятся, потом взорвутся, взлетят вверх и снова вперёд.
Служебный долг превыше всего!
Проехали по всем воинским частям корабельным и береговым. Потом, проводив ошарашенную и утомлённую поездкой комиссию, Владимир Иванович разобрал подгоревший от керосина двигатель и со скорбным видом долго пытался его ремонтировать. Ничего не получилось, и тогда Ратников его продал другому запорожцевладельцу на запчасти.
А там и "японки" появились. Дешевые, по цене "Запорожца".