К этому дню каждый год готовится весь христианский мир. И хотя Рождеству Христову уже более 2 тысяч лет, все равно мы, как дети, каждый раз замираем в ожидании чуда. И это чудо происходит!
Рождество Христово
"Христос рождается, славите!" - поют в храмах. - "Христос с небес, встречайте!" - и ангельские силы, и человеческий род вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И наверное, поэтому Рождество Христово называют "Зимней Пасхой", а еще "матерью всех праздников". Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летоисчисление ведем мы от Рождества Христова.
Праздник этот завершает сорокадневный Рождественский пост. В канун праздника - 6 января (этот день еще называют Навечерие Рождества или Сочельник) - соблюдают строгий пост. В сочельник до "вечерней звезды", т.е. до вечерних песнопений "Волсви же со звездою путешествуют", ничего не едят и не садятся за стол. После Рождественской Литургии наступает время разговения. При этом рождественский стол украшают по-особому: на скатерть обычно кладут немного сена или соломы в память о яслях маленького Иисуса. Когда восходит на небе первая Рождественская звезда, принято собираться за этим праздничным столом. Заранее готовят "сочиво", рождественскую индейку или гуся, наряжают рождественскую ёлку, устраивают для ребятишек "Рождественские вертепы" - своеобразный кукольный театр, в котором помещают ясли, фигурки Девы Марии, Младенца Иисуса, Иосифа и волхвов. Представление на Руси показывали на Рождество Христово и на святки.
Святки
Они наступают после Рождества и длятся 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Второй день праздника - памяти св. первомученика Стефана, третий день - памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; четвертый день - памяти святых невинных Младенцев Вифлеемских (в этот день преподают особое благословение детям). В воскресенье, выпадающее на один из 8 дней празднования Рождества, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника.
В святочные дни на Руси было принято проявлять милосердие и заниматься благими делами. Первым русским благотворителем, известным по летописям, был Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. Всякий мог зайти в его палаты и получить там стол и кров, а для тех, кто не в состоянии был добрести до княжьего двора, слуги на телегах развозили пищу. Традицию милосердных дел продолжили и последующие правители. О деяниях царского "нищелюбия" можно судить по уцелевшим расходным записям о выдаче разных сумм на раздачу заключенным и нищим. Важное место занимала благотворительность цариц, которые оказывали посильную помощь сиротам, старикам, нищим и простым людям. В этот день владельцы постоялых дворов (гостиниц) благотворительно, бесплатно, предоставляли кров нищим и малоимущим станникам.
Хотелось бы, чтобы и нынешние люди с достатком выделяли в эти праздничные дни больше средств на благотворительные нужды неимущим и многодетным семьям, больным и престарелым одиноким людям.