Искать легкие пути - не для 24-летнего тихоречанина Станислава Рубинштейна. Согласитесь, человеку, который плетет кольчуги, гораздо больше подойдет девиз "Семь раз отмерь - один раз отрежь".
Реконструкцией костюма, быта и вооружения (так правильно называется это хобби) Станислав занимается уже семь лет. Его творения воссоздают дух самых разных лет: эпоха викингов IX-X в.в., русичей до и после христианизации, позднее средневековье. Поначалу, коснувшись темы создания кольчуги, Станислав вязал нелепые цепочки, делал узоры, а потом интерес подтолкнул к знакомству с понятием "боевой доспех". Помог Станиславу освоить ремесло Владимир Разумов, с которым наш герой работал на заводе им. В.В. Воровского. Он, собственно, и заразил молодого человека увлечением. Немалую роль сыграла выставка Разумова в "Драккаре": работы настолько зацепили молодого кольчужника своей красотой, что сработал интерес: "Он смог, неужели я не смогу?" Позже Станислав уехал в Москву, там работал над созданием клепаной кольчуги в кузне Игоря Филатова, мастера боевого оружия. Следующим рубежом стала Астрахань и знакомство с мастерами, реконструирующими Золотую Орду. Интересно, что путешествие Станислава никак не было связано с его хобби: в города его направляли жизненные обстоятельства, которые помогали попутно развивать навыки. Вернувшись в Тихорецк, Станислав не бросил занятие: он продолжает сотрудничать с единомышленниками из других городов. Сейчас работает над созданием комплекта костюмов эпохи викингов IX-X в.в. для молодой пары на заказ. Но говорит, что в коммерческом плане стал заниматься этим совсем недавно: просто начали поступать заказы.
Самое сложное, по мнению Станислава, - процесс примерки, когда работа уже готова и обязательно выскочит какой-нибудь минус, который нужно будет исправить. В среднем на создание кольчуги уходит месяцев пять. "Если начал делать, то делай до конца, - говорит Станислав. - Я не люблю ошибок. Владимир Разумов советовал мне всегда рисовать модель. А я не могу, не хочу и не буду рисовать. Я представляю готовую работу в трехмерной картинке со всех сторон и знаю, что хочу получить в итоге. Мешает лень и усталость, но интерес все перевешивает, и продолжаешь работу дальше".
Собственная выставка Станиславу только предстоит: поступило предложение из "Драккара" на следующий год. Говорит, до этого еще не пробовал, а своя выставка всегда дома. Зато опыт участия в фестивалях "Выборг", "Святая Ладога", "Былинный берег" имеется. Попасть туда непросто: жесткий отбор. Но оно того стоит, участники выставляют свои работы, обмениваются секретами мастерства, даже примеряют костюмы и бьются.
На вопрос, как относятся люди к необычному увлечению, Станислав отвечает: "Многие не понимают, зачем это нужно. Мы говорим на разных языках. Например, у меня спросил один человек о моей работе, и я сказал ему, что она сделана по одной легенде о городе Асгард. А человек посмотрел американский фильм "Тор" и, естественно, ассоциация не с викингами, а с очередным Капитаном Америка и Человеком-Пауком. Фильмы заимствуют образы и символы из мифологии, а не наоборот, но люди, не зная этого, продолжают спорить. Близкие друзья меня, конечно, поддерживают. Однажды подруга предложила надеть мою первую работу и прогуляться в ней по городу. Два часа она выдерживала 10 килограммов железа на себе! А все вокруг удивлялись: зачем она надела свитер в такую жару? Сейчас другие ценности. Раньше человек с помощью обычного меча защищал себя, завоевывал миры. Гордости и патриотизма было больше, а дух - крепче. Маленький мальчик не успевал появиться на свет, как кричал: "Мама, я буду тебя защищать!" А сейчас все просто: зачем собирать людей, куда-то плыть, волноваться, если есть огнестрельное оружие, если одним нажатием кнопки ты можешь уничтожить всех врагов? Прогресс сделал человека ленивым. А мне хочется иногда почувствовать ту гордость, ту силу, ту мощь. И иногда я чувствую это. Особенно приятно видеть свою работу на человеке, когда он в ней побеждает. Вот это и есть мое вдохновение».
Яна Никитина,
студентка факультета журналистики ЮФУ.