Индивидуальный предприниматель Александр Москаленко арендует солидную акваторию в устье балки Каянова, которая является одним из притоков реки Челбас.
Рыборазводчик потратил немало сил и средств, чтобы расчистить и облагородить этот водный участок и неоднократно закупал и запускал туда молодь толстолобика и карпа. Дело постепенно налаживалось, и первые результаты радовали – к этому году некоторые экземпляры рыб уже достигали трёх-четырёх килограммов.
Каково же было горе предпринимателя, когда 10 апреля он обнаружил у дамбы несколько мёртвых толстолобиков. Для выяснения причин гибели рыбы он на лодке стал объезжать свой участок и уже вскоре увидел в зарослях камышей пустые канистры с этикетками – «Пирамин Турбо», «Бетанал», «Пантера», БИ-58 и пр.
Специалисты знают, что все эти вещества применяются при обработки полей для борьбы с сорняками, являются химикатами и ни в коем случае не должны попадать в водоём, где разводится рыба.
Так, например, пирамин является гербицидом, содержит хлоридазон и при попадании в организм человека способствует возникновению онкологических, сердечно-сосудистых, аллергических заболеваний, вызывает патологии почек, печени и прочих внутренних органов. Предельно допустимая концентрация его в водоёме не должна превышать 0,01 мг на один литр. Убивает это вещество животных при концентрации 2000-3600 мг на 1 килограмм веса.
Как же попали канистры в воду акватории, которая соединена с Челбасом?
Ответ прост – рядом с берегом находится поле, где посеяны озимые. Очевидно, что после их обработки рабочие побросали пустую тару в камыши и в воду. Координаты этого поля, прилегающего к берегу, – секция 23 контур 19, а принадлежит оно ООО «Премьера».
Возмущённый таким хищническим отношением к природе, Александр Москаленко сообщил об этом вопиющем факте в нашу газету.
Выехавший на место происшествия корреспондент убедился в его правоте и сделал снимки канистр из-под химикатов, валяющихся в воде, и снимки мёртвой рыбы. Во всех канистрах имелись остатки веществ, которые свободно проникали в воду.
Встревоженный таким положением дел, рыборазводчик обратился в Тихорецкую межрайонную прокуратуру и в «Россельхознадзор» с просьбой привлечь виновных в загрязнении реки к ответственности.
Подобный инцидент уже был в Орловской области, в Щигровском районе, где растениеводы отравили гербицидами рыборазводный пруд. Сначала рыба там ушла на дно, а затем начала всплывать и гибнуть. Было возбуждено административное дело и передано в суд, который обязал возместить фермеру финансовые потери и оплатить расходы по восстановлению водоёма.
Отметим, что из балки Каянова вода течёт в Челбас и впадает в него у Чичерова моста, где сегодня уже сидят с удочками немало рыбаков. Следовательно, каждый из них рискует съесть отравленную рыбу. Поэтому лучше не рисковать.
И всё-таки, в голове не укладывается – о чём же думали те люди, которые побросали канистры в камыши и в саму реку? Неужели им наплевать на экологию своей малой Родины, на здоровье своих родных, знакомых, своих детей, на своё собственное здоровье, в конце концов? А ведь совершали это экологическое преступление не какие-то приезжие. Работают на этих полях свои же, местные!
Кстати, у реки Челбас, у того же Чичерова моста, установлен стенд, на котором написано: «Прибрежная защитная полоса». Стоит этот стенд метров в 50 от кромки берега и обозначает то, что, согласно законодательству, даже транспортное средство проезжать в эту зону не может – это карается приличным штрафом. А вот поле, которое обрабатывали химикатами, запахано чуть ли не в плотную к берегу – всего метров 10-15. Это как же объяснить? И не в одном этом месте так, примеров можно увидеть массу – все берега запаханы намного ближе, чем за 50 метров.
Как же прекратить это тотальное уничтожение нашей экологии? Думается, здесь необходимо применять закон по всей строгости и возбуждать не только административные, но и уголовные дела.
А самое главное – люди сами должны пресекать действия экологических преступников. Живут-то они среди нас.