У истоков «Восхода» стоял Василий Стефанович Полиенко. 25 лет он работал учителем географии и астрономии в тихорецкой школе № 80. Проводил большую общественную работу: возглавлял местное отделение географического общества СССР и вместе с другими краеведами - Александром Мефодьевичем Кондратовым, Евгением Михайловичем Сидоровым - собирал материалы, касающиеся истории Тихорецкого района. |
Как была создана тихорецкая народная киностудия «Восход», которая снимала хроникально-документальные фильмы о родном Тихорецке, и какими делами прославилась?
Об этом нам рассказали те, кто знает историю этого заслуженного коллектива.
Василий ПОЛИЕНКО, сын основателя киностудии, ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка Василия Стефановича Полиенко:
- Отец мне рассказывал, как была создана первая и единственная в Тихорецке киностудия. Идея принадлежала горкому партии, а реализовывать её на практике доверили третьему секретарю Зое Ивановне Рощупкиной. Она как-то вышла на моего отца, и дело закрутилось.
Первое время Василий Стефанович работал на общественных началах, а потом всё поставили на серьёзную, можно сказать, профессиональную основу: в «Восходе» появились в штате режиссёр, оператор. Единомышленниками отца стали ветеран Великой Отечественной войны Василий Антонович Гребенюк и Виктор Михайлович Мигулин, он был помоложе, служил в воинской части в нашем городе. К сожалению, никого из них уже нет в живых.
В.С. Полиенко с соратниками по киностудии: слева В.А. Гребенюк, справа В.М. Мигулин. |
Так вот, они все вместе разрабатывали сценарии к хроникально-документальным фильмам, а озвучивала их Людмила Быковская, работавшая в комсомоле.
А ещё участников «Восхода» приглашали на краевое телевидение, что в те времена было серьёзной оценкой их достижений.
Киностудия запомнилась, кстати, не только множеством своих фильмов. Здесь был создан кружок для мальчишек и девчонок, которые с удовольствием познавали азы нового для себя вида искусства.
Александр СОЛОДОВНИК, оператор киностудии «Восход» в 2000-х годах:
- Разбирая архив «Восхода», обнаружил множество плёнок, которые для многих тихоречан являются бесценными. Например, съёмки с праздничных демонстраций на Первомай и 7 ноября. Не все сохранились хорошо, но многие кадры кинохроники 70-90-х годов удалось отреставрировать.
Киностудия "Восход" была ещё и хорошей школой для молодых тихорецких ценителей киноискусства. |
Я, кстати, выставил их в «Одноклассниках». Реакция земляков впечатлила — столько просмотров, комментариев! Кто-то себя в молодости узнавал, кто-то своих родных, близких, друзей.
А первый хроникально-документальный фильм «Восхода», который массово показали тихоречанам, назывался «Тихорецк в борьбе за мир». Происходило это на центральной площади города, возле киоска «Союзпечать». Вывесили проектор, подъехала кинобудка — и пошло кино! По праздникам так потом часто делали, настолько тихоречанам пришлась по душе новинка.
Кстати, киностудия снимала киноленты не только о жизни города, но и о заводе имени Воровского, которому принадлежал Дворец культуры. Например, сохранился фильм о митинге, посвящённом выпуску 19-тысячной дрезины на предприятии.
Л. Быковская (Зяблицкая), 1978 г. |
Весной 1978 года Людмила БЫКОВСКАЯ была ещё Зяблицкой, работала заведующей парткабинетом рефрижераторного вагонного депо и была нештатным инструктором отдела пропаганды и агитации Тихорецкого горкома КПСС.
Вот тогда она и получила ответственное партийное поручение – участвовать в создании первого фильма о Тихорецке. Ей было 23 года. Вот что вспоминает Людмила Андреевна:
- Я помню, как на совещании по данному вопросу у Владимира Николаевича Еремеева, первого секретаря Тихорецкого горкома КПСС, присутствовали также Василий Стефанович Полиенко, руководитель городского географического общества и тихорецкой киностудии «Восход», и Владимир Васильевич Киселёв, главный механик рефдепо и председатель городского комитета борьбы за мир. Именно его попросили возглавить работу по созданию к очередной отчётно-выборной партконференции полнометражного фильма о Тихорецке и достижениях тихоречан. А мне поручалось написать его сценарий, дикторский текст и сценарный план для съёмок.
Было несколько вариантов названия фильма, но Владимир Васильевич настоял – «Тихорецк в борьбе за мир», тогда это было очень актуально. За месяц я подготовила сценарий фильма и представила на утверждение. Владимир Васильевич при поддержке Зои Ивановны Рощупкиной, третьего секретаря горкома партии и Ивана Харитоновича Зотова, заведующего отделом пропаганды и агитации, решал все организационные вопросы.
В Тихорецк прибыли два кинооператора и осветитель из Краснодарского краевого телецентра с аппаратурой, был закреплён автотранспорт, и пошли съёмки согласно плану. Я участвовала в них, чтобы конкретизировать, что, кого, когда и где снимать. Бобины с отснятой плёнкой нумеровались, подписывались и отправлялись на проявку. Прошло почти два месяца, и нас с Владимиром Васильевичем пригласили в Краснодар на монтаж фильма.
Людмила Быковская вместе с семьёй. В.С. Полиенко - в центре, 1983 г. |
На краевом телевидении был киноцех с помещением для монтажа фильмов. Мы жили в гостинице неподалеку и напряжённо работали со специалистом по монтажу в течение двух недель. Я узнала так много технических особенностей и специфики этой работы! Тогда практически только осваивалась одновременная съемка и запись звукового ряда на одну киноленту.
Три четвертых, если не больше, отснятого материала уходило в урну. К чему-то возвращались снова по ходу монтажа. Ведь зрителю нужно показать и общие планы, и интервью, и подробности жизни тихоречан в динамике. Длинные планы чередовались с так называемыми перебивками или калейдоскопами - лентами примерно 70 сантиметров длиной.
Владимир Васильевич Киселёв постоянно был рядом, решал массу вопросов. Например, когда потребовались архивные кадры о Тихорецке времён Великой Отечественной войны, он добился разрешения в краевых инстанциях и получил необходимое для нашего фильма.
Время шло монотонно и очень напряженно. После монтажа километров пленки был приглашён профессиональный диктор, и я подавала ему сигналы - «читать» или «не читать» накладываемый дикторский текст.
Завершение работы радовало особенно, а также то, что в титрах значилась и моя фамилия как сценариста. Смонтированный и озвученный фильм затем скопировали для просмотров и, конечно, лента была передана Василию Стефановичу Полиенко на киностудию. Ещё одну копию в металлическом контейнере подарили мне. Я хранила её дома и через много лет также передала нашей киностудии.
На всю жизнь я запомнила наставнические слова Владимира Васильевича Киселёва: «Не стесняйся быть настойчивой в достижении правильной цели!». Это был очень целеустремлённый человек. Владимир Васильевич написал книгу воспоминаний о Великой Отечественной войне, о сражениях в кубанских плавнях.
Василий Стефанович Полиенко - добрейшей души человек с широким кругозором. Он не случайно стал создателем и руководителем тихорецкой киностудии «Восход». Добился дополнительного помещения в ДК для хранения драгоценного киноматериала, приобретения кинопроектора для регулярного демонстрирования фильмов. Кстати, позднее, по приглашению Василия Стефановича, я ещё была сценаристом короткометражных фильмов «Тихорецкого фитиля».
В ноябре 1978 года, на третий день после свадьбы, меня избрали первым секретарём Тихорецкого горкома комсомола, но наша дружба с киностудией продолжалась.
Были новые фильмы о комсомолии, о тихорецкой молодежи. А позднее – о депутатских заботах, о городских мероприятиях.