Интересно, сколько тысяч тонн мусора перевёз за 36 лет Николай Лавриненко? |
Мусорная тема злободневна всегда. Мы решили посмотреть на неё со стороны тех, кто каждый день отвечает за чистоту в городе.
В Тихорецке наведением порядка с незапамятных времён занимается коллектив комбината коммунальных предприятий и благоустройства. Сюда и направились, чтобы узнать специфику «производства» и проехать в кабине мусоровоза по одному из городских маршрутов в частном секторе.
Выезд от проходной по графику намечен на 8.45, на месте оказываемся чуть раньше. Пока ждали мусоровоз, директор предприятия Виктор Фицкий рассказал о наболевшем.
- Вывозят твёрдые бытовые отходы от населения 11 специализированных автомобилей, - рассказывает Виктор Трофимович. — Этого достаточно для нормальной работы, но из-за износа требуется обновление автопарка. Средств на это, увы, не хватает, потому что каждый четвёртый собственник дома или квартиры в Тихорецке отказывается заключать договоры на услуги. Ссылаются на то, что, дескать, отходов у них нет! Но это же глупость: мусор — не воздух, сам по себе никуда не улетучивается. Так что его или сжигают, чего делать нельзя, или же выносят на несанкционированные свалки, захламляя город.
Кстати, в Тихорецке уже девять лет не меняется среднегодовая норма накопления ТБО на человека. Она сейчас самая низкая в крае, 1,3 кубических метра (это 325 килограммов), а ежемесячная плата с 1 июля — всего 49 руб. 26 коп. Согласитесь, что эту небольшую сумму может оплатить каждый.
Наш мусоровоз подъезжает без опозданий. Удивляться не стоит — каждый автомобиль оснащён системой ГЛОНАСС, всё движение транспорта на предприятии — под контролем.
За рулём «ЗИЛа» - один из ветеранов предприятия Николай Лавриненко, работает здесь уже 36 лет. С ним и отправляемся в путь.
- Для меня это уже второй рейс. Первый я ещё в шесть утра на «хуторке» сделал, когда вы ещё спали, — смеётся Николай и продолжает движение по улице Седина.
Добираемся до перекрёстка с улицей Фастовца и выходим на маршрут. На первой же остановке Николая приветствуют, как давние знакомые, его постоянные клиенты - с вёдрами, тазами и пакетами, набитыми мусором.
- Нас уже давно обслуживают два Николая, — говорит одна из женщин, Вера Кисьова, сгрузив отходы в ковш спецтехники. — Мы на них не нарадуемся — всегда вежливые, всегда помогут. Любого на квартале спросите — ни одного плохого слова о них не услышите.
За время движения по улицам Кочубея — Калинина — Фастовца — Седина мы сделали около 30 остановок. На каждом квартале Николая Лавриненко уже ждали для «выгрузки», в основном пожилые люди.
- Мой «ЗИЛ» рассчитан принять девять кубок отходов, — рассказывает опытный водитель. - В обычные дни он полностью за один рейс не заполняется. А вот в выходные и в праздники отходов намного больше — подтягиваются те, кто среди недели работает. Когда мусоровоз заполняется, еду выгружаюсь и снова возвращаюсь на маршрут.
- А вы и в праздники работаете?
- Конечно, и Первого мая, и на Новый год. А как иначе?
Движение по маршруту завершено, мы отправляемся на городскую свалку. Расположена она на выезде из города, где-то в полуторакилометре от двух двухэтажек, прозванных в народе «домами зверохозяйства» (это крупное предприятие, увы, давно развалилось).
Высотой свалка сейчас уже с пятиэтажный дом и с каждым днём всё «прирастает». Внёс свою лепту в это и наш мусоровоз, выгрузив кубов семь бытовых отходов.
Здесь мы и расстаёмся с нашим водителем-экскурсоводом. Ему сегодня ещё два рейса по другим маршрутам надо сделать, в полдень и в 15 часов. Ведь Николай Лавриненко и его друзья-товарищи по ККП и Б выполняют свою работу так, как должно.
Потому что, как и герой Алексея Гуськова из кинохита «Мусорщик», убеждены: «кто-то же должен убирать мусор».