Тренер Андрей Жданов очень рад победе своей подопечной.
Юная тихоречанка с нарушением слуха - об отношении к ней общества, о спорте и жизненных планах.
О Марии Фалей узнала от её тренера. Андрей Жданов позвонил, чтобы рассказать: его воспитанница участвовала от спортивной школы «Лидер» города Тихорецка во всероссийских соревнованиях по тхэквондо, провела четыре боя и победила. Он так ею восхищался! Новость, конечно, напишу, ответила. Попросила контакты родителей и самой девочки. И тут тренер сказал, что созвониться сложно, они не слышат, лучше им пишите. После его ответа я поняла, почему он так радовался…
На встречу Марию привезли родители: мама Оксана и папа Андрей.
Темные короткие кудрявые волосы и такие очаровательные глаза. «Наверное, эта девочка восторгается всем, что видит», - подумала я.
- У Маши есть старшая сестра Елизавета, - говорит мама. – Когда я узнала, что жду ребенка, молила Бога, чтобы малыш родился со слухом, и врачи обещали, что все будет хорошо. Родилась, реагировала на звуки, а в год, когда мы её звали: «Лиза, Лиза!», другие дети даже начинали поворачиваться, а она нет…
Родив Марию, Оксана уже была морально подготовленной и, узнав, что младшая дочь тоже слабослышащая, восприняла это спокойно.
В детский сад Маша Фалей ходила со слышащими детьми на два часа в день. Еще в саду она столкнулась с тем, что из-за слуха могут отказаться дружить.
- Говорили: ты плохо слышишь, мы с тобой не играем, - вспоминает героиня. - Потом при школе-интернате для слабослышащих открылся детский сад, меня перевели туда. А там уже это изъяном не считалось.
Детство Марии прошло очень активно, она не могла усидеть на месте и не давала родителям.
- Кажется, со спортом я всегда, - рассказывает Маша, говорить ей трудно и развить мысль ей помогает мама. – Сейчас мне 13 лет, из них три года занимаюсь тхэквондо, а раньше бегала, прыгала и очень любила лазить по деревьям.
Когда Фалей пошла в секцию по тхэквондо, понимала, что будут трудности. Они заключались не только в физической подготовке, это у Маши было в тонусе из-за активного образа жизни, а вот как быть с общением с тренером, пониманием того, что он хочет донести до будущей спортсменки.
- На тренировке преподаватель объясняет очень громко, и я слышу, - говорит Мария. – А во время боя на соревнованиях соперница выходит с тренером, он ей подсказывает, как стать, как ударить, а я совсем одна. Как бы тренер Андрей Николаевич ни кричал, я его не услышу. Могу прочитать по губам, но на это уходит время, отвлекаюсь от боя, или он показывает знаки, их нужно увидеть, понять. В бою ты можешь проиграть за секунду, поэтому я не могу потратить эту самую секунду на общение с тренером.
В спортивной школе «Лидер» Мария обрела второй дом благодаря Андрею Жданову.
- Андрей Николаевич не такой, как другие тренеры, - говорит Маша. - Он ведет себя как папа, воспитывает. Когда он уезжает на другие соревнования, мы группой не можем дождаться его возвращения. Бывает, собираемся вместе нашей маленькой командой и соревнуемся, кто больше отожмется или подтянется.
В начале октября в Ессентуках прошел всероссийский турнир по олимпийскому виду спорта тхэквондо ВТФ. Среди юношей и девушек в возрасте от 12 до 14 лет в весовой категории свыше 59 килограммов первое место завоевала Мария Фалей.
Как признается Фалей, глухим бороться трудней, потому что они медленно поднимают ноги и слабо бьют, так как не слышат хлопка удара, чтобы понимать его силу.
- Маша, скажи, какие неудобства в жизни тебе доставляет отсутствие стопроцентного слуха?
- Неприятно, когда из-за этого обзывают, а так все хорошо. Хотя обидно, когда меня называют глухонемой. Да, я глухая, но не немая. Я говорю плохо, но говорю же!
- О чем ты мечтаешь?
- Раньше мечтала полноценно слышать, сейчас моя заветная мечта - привезти медаль Олимпийских игр. Мне Бог вместо слуха дал силу духа! И всем ребятам желаю никогда не сдаваться и быть уверенными в себе!
Андрей Жданов: «Спортивная школа «Лидер» в 2020 году заключила договор с Фондом развития контактных видов спортивных единоборств Краснодарского края» Олега Дерипаски о социализации детей с ограничением слуха. Эта работа начала вестись, одна из главных задач - чтобы дети адаптировались и не чувствовали себя ущемлёнными. Поэтому начали проходить смешанные соревнования с привлечением детей-инвалидов с ограничением слуха, в которых они соревнуются с ребятами, не имеющими ограничений по здоровью».