Надворный советник М.Л. Каплин. |
Изучая историю и генеалогию казачьих родов из станиц Тихорецкого района, в мае 2015 года я обратился к потомку казачьей фамилии Каплин с просьбой как можно больше узнать об этом старинном казачьем роде.
С того времени и началось наше плодотворное общение с Марией Попп – праправнучкой атамана станицы Новорождественской Леонтия Георгиевича Каплина.
Казачий род Каплиных ведёт своё начало со времени основания станицы Новорождественской в конце XVIII века. Это был крепкий и сильный казачий род. Все казаки из этого рода были трудолюбивыми, растили хлеб, держали скот, разводили лошадей, занимались торговлей. На старинных фотографиях они и члены их семей одеты красиво и богато. В народном историко-краеведческом музее станицы Терновской на одном из многочисленных стендов представлена фотография с изображением представителя этого казачьего рода - Матвея Леонтьевича Каплина. О нём и членах его большой семьи пойдёт рассказ.
Матвея Каплина можно смело отнести к разряду тех людей, которые внесли огромный вклад в развитие системы образования на тихорецкой земле и Кубани в целом. Он родился в 1863 году в семье урядника Кубанского казачьего войска, атамана и церковного старосты Казанского храма станицы Новорождественской - Леонтия Георгиевича Каплина.
Всё детство и юность Матвея прошли в его родной станице Новорождественской. Строгое христианское воспитание в семье Каплиных развивало в нём послушание, трудолюбие и умеренность во всём. Матвея с самого раннего детства приобщали к работам, не делая ему никаких поблажек. Во время своей учёбы он показал себя прилежным и успешным учеником, а благодаря наставлениям отца выбрал профессию учителя.
Учитель
С помощью послужного списка можно проследить весь карьерный рост Матвея Леонтьевича в системе образования. В 19-летнем возрасте в станице Ладожской он со званием учителя двухклассного народного училища окончил полный курс в Кубанской учительской семинарии. Получив по тому времени солидное образование, большую часть своей жизни Матвей посвятил педагогике. После окончания семинарии был назначен учителем в Новорождественское станичное училище. Здесь до Матвея Каплина учителем значился Иван Кубанский.
Матвей Каплин в 18 лет. 1881 год. |
Продолжая преподавать, Матвей окончил курс в специальном классе той же семинарии, благодаря чему был удостоен звания учителя уездного училища. В августе 1884 г. был назначен заведующим Кореновским одноклассным училищем, а ровно через два года по личной просьбе был перемещён в Новолеушковское станичное училище. В июле 1887 г. был назначен заведующим Ладожским двухклассным училищем. В 1892 г. переведён в Кореновское Александровское училище, также в должности заведующего, в котором проработал 7 лет.
В течение 17 лет преподавательской деятельности, отдавая много сил народному образованию, Матвей Каплин неоднократно удостаивался благодарностей и денежных наград. Ежегодно с 1887 по 1894 г. получал благодарности от имени попечителя Кавказского учебного округа с разными формулировками: «за отлично-усердную и полезную службу» «за весьма добросовестное отношение к своим обязанностям» и др., а в 1894 г. Высочайшим указом за труды по народному образованию пожалован серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие».
Семейная жизнь
Воспитанный в лучших традициях казачества, Матвей не мыслил свою жизнь без семьи. До революции семьи были побольше нынешних. Тогда большинство семей были многодетными, все стремились к тому, чтобы в доме звучало как можно больше детских голосов. Как говорится, «раз Бог даёт детей – даст и на детей». Вот и семья Матвея Леонтьевича не была исключением. В возрасте 23 лет он в своей родной станице женится на Марфе Прокофьевне Силенко – дочери урядника Прокофия Филипповича Силенко, атамана станицы Терновской.
Марфа Прокофьевна родила шестерых детей, 3 сына и 3 дочери. Любопытно, что поначалу, почти друг за другом, родились три хлопца - Пётр 14 января 1887 г., Николай 30 июля 1889 г., Михаил 4 января 1893 г., а затем подряд три девочки - Елена 26 февраля 1895 г., Вера 30 сентября 1898 г., Зинаида 30 августа 1900 г. Был ещё один мальчик Евгений 1896 года рождения, к сожалению, он умер в младенчестве по болезни.
О предках семьи Каплиных уже рассказывалось в одной из прошлых статей (см. на сайте тихвести.рф «Атаман станицы Новорождественской»). Семья же казака Силенко имела своим предком Марко Степановича Силенко, родившегося в 1786 г. в Харьковской губернии и переселённого по приказу Екатерины Великой на Кубань в конце XVIII века, наряду с другими запорожскими казаками.
Объединившись в одну большую семью, Каплины и Силенко создали неповторимый сплав российской и украинской культур, где русские обычаи, песни и поговорки соседствовали с украинскими, где дети – три сына и три дочери - говорили на чисто русском языке, а в языке старших, особенно Марфы Прокофьевны, проскальзывали напевные украинские интонации, слова и выражения: «гребля» (плотина), «шо вы хочете?», «тю-у!», «ганчирка» (тряпка), «горище» (чердак), «семочки» (семечки) и др.
Продвижение по службе
Хорошее образование и преподавательский стаж открывало перспективы для поступления на госслужбу, и Матвей Каплин использовал эту возможность. С 1899 года и до последних дней своей жизни его работа была связана с Екатеринодаром.
Семья Матвея Леонтьевича Каплина. 1906 год. |
Перебравшись в столицу Кубани, он устроился в Кубанское областное правление, главою которого был атаман Кубанского казачьего войска, на должность младшего делопроизводителя, и уже через год получил чин губернского секретаря. Был в гражданском чине коллежского секретаря, титулярного советника, коллежского асессора, надворного советника. Надворный советник соответствовал чину подполковника в военное службе, что давало возможность для приобретения личного дворянства. Личное дворянство передавалось браком от мужа к жене, но не сообщалось детям и потомству.
Работая на госслужбе, Матвей Леонтьевич сформировался как талантливый руководитель и организатор – волевой, жёсткий, требовательный, ставивший перед своими подчинёнными большие задачи и умело организовывавший их выполнение. В 1916 г. занял исполняемую должность чиновника для особых поручений Кубанского областного правления. В 1918 г. перевёлся в Кубано-Черноморский Совнархоз, через год в Ведомство Путей сообщения. Это был сложный период, в стране полыхала гражданская война, углубились противоречия внутри самого казачества.
Судьба детей
Матвей Каплин был прекрасным семьянином, много внимания уделял детям, приобщая их к труду. Семья вела своё хозяйство без привлечения какой-либо посторонней силы. Все дети получили хорошее домашнее воспитание и образование в государственных учебных заведениях.
Девочки обучались в Кубанском Мариинском женском институте. Это было среднее учебное заведение для дочерей казаков. Старшая дочь Елена (1895-1976 гг.), как и младшая Зинаида (1900-1984 гг.), выбрала профессию бухгалтера, и проживали обе в Ростове-на-Дону. Средняя дочь Вера (1898-1986 гг.) жила в Москве, с 1918 года работала секретарём-машинисткой в разных организациях.
Благодаря заслугам отца, мальчики имели возможность за счёт Войска Кубанского учиться в гимназии, а затем все трое – в Императорском Московском университете, который только младший – Михаил – не смог закончить из-за начавшейся Первой мировой войны, на которую он отправился добровольцем. После гражданской войны Михаил (1893-1969 гг.) служил в разных учреждениях. Средний сын Николай (1889-1976 гг.) пошёл по стопам отца и стал учителем, работая в Ростове-на-Дону.
Судьба старшего сына Петра (1887-1931 гг.) была трагична, как и судьбы многих тысяч казаков тех смутных лет. Летом 1917 года он был избран в Чрезвычайную кубанскую краевую Раду, а в декабре 1918 г. - в Законодательную Раду. С февраля по апрель 1918 участвовал в первом Кубанском (Ледяном)походе под командованием Лавра Георгиевича Корнилова (награждён крестом "Спасение Кубани"). Петр Матвеевич был создателем первой Конституции Кубани. В декабре 1918 года приказом войскового атамана А.П. Филимонова назначен членом Правительства Кубани по делам юстиции.
За участие в белом движении Петра Матвеевича арестовали 15 августа 1930 года по так называемому делу "Контрреволюционного казачьего блока". За один только день было арестовано 79 человек - видных деятелей казачьего и белого движения, а 3 апреля 1931 г. коллегией ОГПУ Пётр Матвеевич был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.
В отличие от своего старшего сына, Матвей особого недовольства к большевикам не высказывал, но до конца своей жизни не забывал, что он кубанский казак атаманского рода. И даже в преклонном возрасте носил усы на казачий манер и кубанку, и гордился своим казачьим происхождением.
После окончания «братоубийственной» войны и установления советской власти Матвей Каплин теряет все свои прежние должности, чины и заслуженный авторитет. До конца 1935 года слова «казак», «казачий» были символом белого движения и находились под запретом, даже форма казачья была запрещена, не говоря уже о каких-то правах и привилегиях. Последние годы жизни Матвей провёл в бедности. В 1920 году он был вынужден перевестись делопроизводителем в канцелярию отдела государственных сооружений с мизерным окладом 6255 руб. в месяц, позже работал в киоске, продавая газеты и журналы. Скончался Матвей Леонтьевич 12 февраля 1925 года уже в Ростове-на-Дону, там же был и похоронен.
Завершая рассказ о жизни и деятельности нашего земляка Матвея Каплина, следует подчеркнуть, что его никогда не покидали жизнелюбие, любовь к людям и человечность. Вот таким был наш земляк. Он вечно будет жить в памяти своих родных, земляков и благодарных потомков.
Сергей КВАШИН,
по материалам домашнего архива семьи Каплиных.