Александру Неманихину и всем тихорецким водителям мы желаем хороших дорог и безопасного движения! Фото Александра МАСЛЯНИКА.
В последнее воскресенье октября (в 2024-м году это 27 число) все водители России отмечают свой профессиональный праздник — День автомобилиста.
Практически вся трудовая деятельность тихоречанина Александра Неманихина связана с любимой профессией, которую выбрал в детстве.
- Сколько я себя помню, с раннего детства любил возиться с железками, а когда подрос - стал потихоньку осваивать технику, - начинает рассказ водитель Александр НЕМАНИХИН, с которым мы встретились после очередного рейса за рулём автобуса по маршруту Тихорецк - Хопёрская. - Батя у меня был помощником машиниста электровоза в локомотивном депо. Когда передо мной стал выбор профессии, начал «подбивать» пойти по его пути. Но стальные магистрали - это не для меня, а вот водителем быть хотелось.
После окончания восьми классов поступил в ПТУ-47, за три года выучился на тракториста широкого профиля - водителя.
Трудовую деятельность начал в КСП «Челбасское» в начале 90-х годов как тракторист. Затем выучился от хозяйства и получил первый класс, в 1996 году стал работать по любимой профессии.
20 лет назад, когда развалилось сельскохозяйственное предприятие, перешёл к индивидуальному предпринимателю Юрию Сидорову. Восемь лет возил туристов на морское побережье и в горы на «Икарусе». Затем трудился вахтовым методом на Севере, в Новороссийске, Москве. И уже семь лет опять работаю у Леонидовича, с которым, как и вначале, сложились добрые отношения. Обслуживаю на пазике пригородные маршруты.
- Как понимаю, вы сможете в случае необходимости сесть и поехать на любой технике? - спрашиваю опытного водителя.
- Конечно, - отвечает Александр Анатольевич. - Все категории есть, да и разницы особой нет - если научился водить легковой автомобиль, то и грузовик с прицепом, если есть желание, освоишь без проблем.
- Вы много лет перевозите пассажиров. Наверняка не раз возникали какие-то конфликты или проблемы в общении с некоторыми из них. Как удаётся выйти из ситуации?
- Среднестатистический пассажир, если так можно сказать, за последние 20 лет стал злее, непростая жизнь откладывает всё-таки свой отпечаток. Это касается в том числе и бабулек - они наш основной контингент! Конечно, во время рейсов иногда возникают какие-то мелкие конфликты. Стараюсь переводить разговор в шутку, и чаще всего это даёт результат: у пассажиров настроение сразу улучшается, они успокаиваются.
Знаете, что подметил за годы работы на маршруте? Наш народ особенно любит поговорить о политике - как только скажу пару слов по этой теме, весь салон автобуса сразу оживает! (Улыбается).
А ещё заметил, что раньше с водителем каждый здоровался, когда в автобус заходил. Сейчас - каждый третий, пожалуй, приветствует, а спасибо, когда высаживаю на остановке, ещё реже говорят. Это всё от воспитания, конечно, идёт. И от уважительного, причём взаимного, отношения друг к другу со стороны водителя и пассажира.
- Сейчас вы обслуживаете рейс, который связывает город с одной из самых отдалённых станиц. Причем совершаете во время смены несколько рейсов, не тяжело ли? - спрашиваю Неманихина.
- А какую рабочую профессию можно лёгкой назвать? - отвечает он. - Да, от Тихорецка до Хопёрской в обе стороны 100 километров, за несколько рейсов усталость, конечно, накапливается. Но я люблю свою профессию, которую выбрал давно, и это помогает справляться с любыми сложностями.
- По информации тихорецкого центра занятости, профессия водителя - одна из наиболее востребованных на рынке труда муниципалитета. С чем вы это связываете?
- Возможно, часть водителей отправилась на СВО. Однако, главная причина дефицита кадров на автодорогах заключается в том, что молодёжь в основе своей не идёт в эту профессию. Многие хотят сидеть в кабинетах, считают, что нелёгкий труд - не для них. Надеюсь, со временем ситуация изменится. Сейчас в школах опять стали уделять серьёзное внимание трудовому обучению детей уже с первых классов, как раньше. И развитие профессионального технического образования, где дают как раз самые разные и нужные рабочие специальности, сейчас у государства вновь в приоритете.
- Лично вы, как понимаю, ничуть не жалеете, что стали водителем?
- Конечно. На бутерброд с маслом всегда могу заработать, семью прокормить. Ну не всем же за компьютерами сидеть или директорами быть, не так ли? Так или иначе, развитие страны зависит от человека труда, а не от кабинетных сотрудников, при всём уважении к ним.
- В семье есть кому продолжить дело отца?
- Да, сын Анатолий, ему скоро 22 года исполнится. Окончил то же учебное заведение, что и я, сейчас это Тихорецкий индустриальный техникум. Работает на экскаваторе в одной из фирм. Уже сам убедился - если пахать, как надо, водителем можно неплохо зарабатывать.