Виталий Мартыненко - один из тех, кто чтит традиции родного депо. Фото Виолетты ГАВРИЛЕНКО.
Машинист-инструктор локомотивных бригад одного из предприятий Виталий Мартыненко гордится, что более 30 лет отдал отрасли, благодаря которой родился город.
На работу - через арку
Виталий Мартыненко никогда не задумывался, сколько раз он проходил под знаменитой и уже покрытой пылью времени аркой с названием «Локомотивное депо», расположенной в десятках шагов от железной дороги. По-любому выходит - несколько тысяч раз, учитывая, что впервые он прошёл сквозь неё ещё 35 лет назад, сразу после окончания школы. А Тихорецкое локомотивное депо - единственное предприятие в его трудовой биографии. И неважно, что сейчас оно имеет длинное и вроде бы никак не связанное с нашим городом название - эксплуатационное локомотивное депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги - структурного подразделения дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД».
Здесь, на тихорецкой земле, как и прежде, трудятся его земляки, друзья и товарищи. Именно они каждый день приумножают традиции нашего депо со 137-летней историей.
- Горжусь, что работаю на железной дороге, - говорит Виталий Иванович. - Так же, как, считай, и половина жителей Тихорецка. Наверное, в каждой семье кто-то так или иначе связан с железной дорогой, благодаря которой и родился наш город.
Городские перспективы
Виталию Мартыненко - 52 года, он родом из станицы Новомалороссийской Выселковского района. Но уже в три года вместе с родителями переехал в Тихорецк, который быстро стал родным.
- Почему семья решилась на переезд из соседнего района? - спрашиваю в начале беседы Виталия Ивановича.
- Родители, как и многие селяне, в 70-е годы были уверены, что жить и работать в городе перспективнее, - отвечает он. - Вот и приняли решение переехать в Тихорецк, который в то время действительно развивался. И никогда не жалели об этом, добросовестно трудились. Батя много лет отработал сварщиком на опытном шпалопропиточном заводе, мясокомбинате и сыркомбинате. Мама в детском садике начинала, а потом стала диспетчером при гараже. А я ещё во время учёбы в шестой школе вольно-невольно связал себя с железнодорожной магистралью.
- Как это было? - спрашиваю ветерана предприятия.
- В 9-10 классах в учебно-производственном комбинате мы с одноклассниками выучились на помощников машиниста, получили свидетельства. Когда сдал выпускные экзамены - устроился в локомотивное депо: год трудился слесарем, ремонтировал тепловозы, пока в армию не призвали.
Родное депо
Отслужив срочную, в 1992 году Виталий Мартыненко вернулся в родное депо, его взяли помощником машиниста. Прошёл стажировку - и приступил к работе. Он и сейчас добрым словом вспоминает своего наставника Александра Муравского, который познакомил с секретами профессии. Через три года прошёл обучение в ростовской дортехшколе и десять лет был помощником машиниста на электропоездах, следовавших в Краснодар, Ростов-на-Дону и на другие станции.
Пять лет Виталий Мартыненко сам водил электровозы и тепловозы, а в 2005 году был назначен машинистом-инструктором. Уже почти два десятилетия он занимается обучением локомотивных бригад в родном депо.
- Безопасность движения - главное на железной дороге в любые времена, - отмечает Виталий Иванович. - Кроме того, на транспорте каждый год внедряются новые электровозы, тепловозы, у которых - свои отличия. Именно поэтому машинисту и помощнику всегда надо учиться, они обязаны два часа каждый месяц посещать технические занятия.
А если помощник решил стать машинистом, то должен пройти обучение и сдать экзамены. Подготовить его к этому - тоже одна из многих составляющих моей работы.
Разве сравнить с 90-ми?
- Виталий Иванович, если откровенно, - нет сожаления, что тихорецкое локомотивное депо уже не существует?
- Предприятие после преобразований в системе РЖД не существует как юридическое лицо, сейчас это цех эксплуатационного депо Сальск, - отвечает Мартыненко. - И в этом - единственное и, на мой взгляд, некритичное отличие. Здесь, как и прежде, трудятся тихоречане, у нас около 600 машинистов и помощников! Они обслуживают грузовые, пассажирские поезда, электрички, водят и тепловозы, и электровозы, осваивают новые виды локомотивов. И по количественному составу, и по объёмам выполняемой работы основному депо мы ничуть не уступаем.
А по-настоящему трудно всему нашему коллективу было в начале 90-х годов. Тогда у предприятия забрали все электровозы - для обслуживания поездов на магистралях оставили только тепловозы. Соответственно, резко упал объём работ по перевозкам, пришлось сокращать количество локомотивных бригад. Хорошо, что все трудности того нелёгкого времени уже позади. А сейчас у меня только одно пожелание - сложнейший труд машинистов и их напарников должен оплачиваться выше.
Семья рядом
На одном предприятии с Виталием Мартыненко трудятся и его самые близкие люди. Жена Елена, с которой они уже 31 год вместе, - техник по расшифровке скоростемерных лент, это одна из самых важных профессий на железнодорожном транспорте.
Старший сын Михаил пошёл по пути отца: он тоже машинист-инструктор.
Младший Семён окончил Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта. И принял важное для настоящего мужчины решение: когда Родине нужна помощь, любимая профессия может и подождать. Совсем недавно, в середине июля, заключил контракт с Вооружёнными силами России. Дай Бог, чтобы он и другие россияне, участники СВО, поскорее вернулись домой с победой. Их ждут дома.
Кстати, из 22 тихоречан, имена которых на Доске почёта муниципалитета, - единственный железнодорожник, Виталий Мартыненко. Он надеется, что в следующем году их станет больше, - профессионалов хватает.