Надежда Зазирная, находясь на пенсии, не может без музыки и культурной жизни, которой посвятила всю жизнь.
О «хрущевской оттепели», расцвете художественной самодеятельности и планах на будущее.
Надежда Зазирная родилась в станице Екатериновской (ныне Крыловская) в большой дружной семье.
Детство Надежды Филипповны прошло во времена «хрущевской оттепели». И хотя считается, что эти времена принесли изменения в жизнь советских людей в лучшую сторону, это было не везде. Наша героиня в 1954 году пошла в первый класс. Получала знания с сестрой по очереди, потому что пара обуви на выход у них была одна на двоих, а вместо букваря и вовсе книга сказок «Коза-дереза».
- Через нашу станицу во время войны проходили немцы, - рассказывает Надежда Филипповна. – Но не разгромили её. Одноэтажное здание школы было целым. Мы, дети послевоенного времени, хватались за каждую соломинку. Старшая сестра сходила в ботинках в школу, потом их снимает, и я иду, хоть и большие на меня ботинки. Букварь во всей школе был в двух экземплярах, а у меня «Коза- дереза», она для меня и высшая математика, и букварь, и сопромат. До сих пор с душевным волнением вспоминаю эту книгу, это она вывела меня в люди.
После окончания школы Зазирная поступила в Брюховецкий аграрный колледж, а культура её не отпускала. Будучи студенткой, Надежда Филипповна организовывала самодеятельные коллективы.
- Во время учебы в техникуме я встретила любовь всей своей жизни, - вспоминает героиня. – Мы дружили пять лет. Его забрали в армию, а я уехала работать агрономом-семеноводом в станицу Архангельскую. И все три года, что я его ждала, мы переписывались каждый день. Он всегда писал, что нет в мире человека, который был бы меня достоин, и никогда меня не обидит, пройдя всю жизнь со мною рядом. Так и вышло, мы прожили 50 лет. Уже его нет…
- А что было на свадебном столе у молодых в 60-х?
- Столы были изумительные. Обязательно резали кабана, это сейчас шашлыки жарят, а раньше просто жарили мясо, готовили котлеты, холодец. И очень много - бочковых солений: арбузы, мочёные яблоки и груши, квашеная капуста. Из напитков - компот и кисель.
У меня был чудесный муж, он очень любил меня и всегда поддерживал, как и обещал в тех письмах из далекого Кавказа, - вспоминает Надежда ЗАЗИРНАЯ.
В колхоз станицы Архангельской Надежду Филипповну направили на должность агронома-семеновода. Не успев вступить в должность, она сразу направилась в местный Дом культуры.
- В 70-80-х годах был расцвет художественной самодеятельности, - вспоминает героиня. - В нашем ДК был духовой оркестр — 25 человек. Как они исполняли «Прощание славянки»! Одновременно слезы и улыбка на лице от такой музыки, от такого исполнения.
Танцы в Доме культуры проходили под вокально-инструментальный ансамбль, танцевальный ансамбль — 100 человек, хор «Кавказ», где пела Надежда Филипповна.
В ДК Зазирная выступала в хоре, намечалась поездка в Абхазию, а названия у коллектива не было. И станичники в честь поездки решили назвать хор «Кавказ».
- Однажды мы коллективом поехали на серьезный смотр самодеятельности, а костюмы забыли, - рассказывает ЗАЗИРНАЯ. - Это сейчас у каждого свой чемодан с нарядом, а раньше все костюмы были в одной коробке. Организаторам все объяснили, и каждый пел в том, в чем приехал, а выступили лучше, чем в костюмах (смеется).
Около 10 лет Надежда Зазирная была директором Дома культуры станицы Архангельской, сейчас она на пенсии, но дома не сидит. К 16 часам спешит в ДК на репетицию, участвует в мероприятиях поселения, и ежемесячно коллектив сельского клуба вместе с главой Евгением Абашкиным навещает пожилых, заслуженных людей станицы в их праздники.
- Надежда Филипповна, какие у вас планы на будущее?
- А какие? Жить как жила, петь и веселиться (смеется).