Н.И. Слугачев и командир диверсионной группы И.И. Караваев. 1944 г.
Это письмо мы получили от дочери Тадека Русского Ирины Слугачёвой накануне майских праздников:
"Здравствуйте, "весточка"! Поздравляю вас с весной и приближающимися праздниками! Дорогих ветеранов поздравляю с праздником Победы! Отсылаю с благодарностью кое-что из семейного архива. Следующую партию отправлю заказным письмом. Здоровья всем и успехов".
Наш папа Слугачев Николай Иванович (Тадек Русский) родился в г. Омске 2 мая в семье рабочих. Дед, Слугачев Иван Александрович, родом из Ульяновской области, попал в те места вместе с Красной Армией. В семье было четверо детей, и в поисках заработка в 30-е годы семья осела в Средней Азии, где папа окончил школу и поступил в Ташкентский институт сельского хозяйства и мелиорации. В 39-м году его забрали в армию, служил на белорусско-польской границе, где встретил начало Великой Отечественной войны. Отдельная тема - военные годы, этому посвящены статьи, книги, немало публикаций.
Я же хочу рассказать историю нашей семьи. После демобилизии из армии папа возвращается на родину, поступает в Ташкентский институт инженеров транспорта, там он встретил нашу маму, Слугачеву (Самородову) Клавдию Ивановну. Немного о маме. Родом из Оренбургской области, из семьи зажиточных крестьян. В 30-е годы три семьи трех братьев вместе с маленькими детьми вывезли на поселение в Сибирь в рамках борьбы с кулаками, выгрузили в поле под Прокопьевском в сорокоградусный мороз. Выжили, устроились работать на шахту, так пошла шахтерская династия Самородовых. Мама окончила школу во время войны. Работала на заводе, а после окончания войны поехала учиться в Ташкент, город хлебный. На работу родителей направили в Свердловскую область, г. Красноуфимск.
8 мая 1954 г. появился на свет сын, Николай Николаевич, через год родилась я. Папа работал начальником станции Красноуфимск, мама преподавала в техническом училище. С рождения папа большое внимание уделял нам, старался научить всему, что могло бы пригодиться в жизни.
1958 г. Визит в Польшу |
В 1968 г. родителей перевели на работу на станцию Тихорецкая, а мы стали учениками 34-й школы. Брат в школьные годы занимался стрельбой, туризмом, в студенческие годы с альпинистами и скалолазами покорил все кавказские вершины. Готовился стать военным, но благодаря усилиям со стороны мамы поступил в Ростовский институт сельхозмашиностроения. Распределился на работу на Челябинский тракторный завод. Женился, родились сын и дочь. Когда случилась Чернобыльская трагедия, брат работал начальником цеха, где делали радиоуправляемый трактор, который чистил крышу реактора. В случае остановки надо было выскочить из укрытия, быстро завести трактор. Две недели отработал Николай Николаевич на знаменитой крыше. Награжден как активный участник ликвидации орденом Мужества. С момента создания и по сегодня возглавляет областную организацию чернобыльцев. Дети выросли, окончили вузы, уже растут внук и внучка. Про свои боевые подвиги вообще рассказывать не любит - обычная мужская работа Родину защищать.
Я, после окончания школы № 34 в Тихорецке, поехала учиться в Харьковский институт радиоэлектроники, специальность электронные вычислительные машины. Работать осталась в Харькове на крупном предприятии, где создавался ракетный щит Советского Союза. Обеспечивала работоспособное состояние средств вычислительной техники, на которой отрабатывались системы управления стратегических ракет и космических аппаратов, в том числе и система управления кораблем многоразового использования "Буран". После развала Союза все изменилось - в итоге живу уже в чужой стране, подорванное здоровье, минимальная пенсия. Но жаловаться на жизнь мы, Слугачевы, не любим, нас папа этому не учил. Поэтому когда в очередной раз звоню в Челябинск, на мой вопрос: "Как дела, как здоровье?" в ответ слышу неизменное:" Да, слава Богу, нормально."
Ирина Николаевна СЛУГАЧЕВА, апрель 2012 г., Украина, Харьков.
Наши родители. Тихорецк, 70-е годы