По этой причине он даже участвовал в прошлогоднем конкурсе «100 жемчужин Кубани». Наша «жемчужина» в этом году отмечает 35-летие с момента превращения в памятник. 9 мая 1975 года был открыт памятник-паровоз в Тихорецке.
Ежегодный пробег паровоза тоже фиксировался в техпаспорте, тоже с 1942 г. Например, за этот год СО 17-12 накатал 28149 км, за каждый последующий военный год - и того меньше: по 18-20 тыс. км. А уже за 47-й год «пробежал» 50673 км, а за 49-й - 60507. Одно дело – работать в мирных условиях, и совсем другое – прорываться под обстрелом, бомбежкой и потом долго залечивать боевые раны.
В сведениях о ремонте последняя запись такая:
«26.VI.72 г. Депо Тихорецк С.Кав. ж.д.». Последняя дата, зафиксированная в техпаспорте паровоза: «25.10.1973, меняли втулки и золотники» - тоже сделана в Тихорецке. Подпись под записями о ремонте ясно указывает на фамилию, начинающуюся с Бочар – Бочаров, Бочарников?
Есть в музейной папке и газета «Ленинский путь» от 9 мая 1975 г. со статьей тогдашнего начальника Тихорецкого локомотивного депо В. Гаврилова о паровозе СО 17-12 «Паровоз-воин». В ней автор упоминает фамилии машинистов, которые вели паровоз, 10 мая 1945 г., прибывший на Силезский вокзал Берлина, - Алексей Смирнов и Анатолий Жданович. Об установке памятника не сообщается.
25 июля 1975 г. в газете «Гудок» вышла статья «Паровоз на пьедестале». Автор её – И. Ветров, бывший заместитель начальника 7-й колонны паровозов особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. В эту колонну входил и наш паровоз. В статье содержится много интересных фактов. Например, то, что в паровозную бригаду входила и жена Анатолия Брониславовича Ждановича, Серафима Николаевна Жданович, тогда техник 7-й колонны НКПС. В паровозной бригаде числилось 13 человек, а четырнадцатым, пишет автор, был сынишка Ждановичей Бронислав, 1940 года рождения.
Вторым машинистом, как вспоминает И. Ветров, был Григорий Глебов.
Одним из первых паровоз СО 17-12 доставил воинский состав в освобожденный Донбасс, в числе первых «ступил» на правый берег Днепра в районе Днепропетровска. Затем подвозил горючее и технику в район Корсунь-Шевченковской битвы. Летом сорок четвертого года работал на 3-м Белорусском фронте, водил поезда на Минск, Вильнюс, в Восточную Пруссию».
После того, как в послевоенные годы железного работягу передали из локдепо Москва-Сортировочная в депо другое, его следы, говорит И. Ветров, потерялись.
И вдруг, пишет автор, в 1974 г. он получил письмо от начальника локомотивного депо Тихорецка Владимира Александровича Гаврилова:
«Ещё в 1972 г. мы прочитали ваши статьи в газете «Гудок» под названием «Командир СО». Эта машина в то время находилась у нас в депо на ремонте. Оздоровили мы её на совесть и передали в Ростовское объединенное транспортное хозяйство. Сейчас пришел срок заводского ремонта, а выполнять его нерентабельно. Придется исключить из инвентаря. Но жаль сдавать в металлолом. Вот и решили просить МПС сохранить его для истории».
Заканчивается статья тем, что на открытии мемориала было много гостей. Приехали из Москвы Анатолий Жданович, его жена и их сын Бронислав. Бронислав так же, как и отец, стал машинистом, водит пассажирские поезда.
Николай Григорьевич ДЕДУХОВ:
- Я тогда работал мастером в локдепо. Начальником локдепо был Владимир Александрович Гаврилов, главным инженером – Михаил Гордеевич Буденный, заместителем по эксплуатации – Борис Николаевич Соколов, секретарем парткома – Виктор Иванович Подуданский.
Паровоз прислали в депо порезать на металлолом, а Гаврилов сказал, что машина была в Берлине. Фронтовики-машинисты это подтвердили. Тогда секретарем горкома партии был Филипп Иванович Токаренко. Он вышел на крайком партии, там ему помогли найти подтверждение этому факту.
Но паровоз был не наш, а металл надо сдавать. Комсомолята собрали металл, его сдали взамен, и паровоз стал наш. Восстановили. Тендер во время войны разбомбили, во время последних боев – это подтвердил старший машинист Жданович. А как с чужим тендером ставить? Вот и обложили его камнем в знак того, что он вышел из горнила войны (и заодно чужой тендер прикрыли.- Т.Б.).
У Ждановича на этом паровозе родился сын, он с сыном приезжал (на открытие памятника – Т.Б.). Прятали его под котлами паровоза во время бомбежек, там ящик специальный сделали.
Сын Ждановича тоже стал машинистом.
- Буквы и всю работу с металлом на паровозе-памятнике делал Николай Федотович Бугаевский, я ему помогал.
В восстановлении паровоза участвовало локдепо и восстановительный поезд. Тащили его на место по «времянке» - протянут, потом рельсы сзади разберут, вперед перекинут. А кран предоставил восстановительный поезд.
Георгий Георгиевич БОНДАРЕВ:
- Занимался организацией (доставки паровоза к месту в парке –Т.Б.) Борис Петрович Васильев, в то время он был в горкоме комсомола (видимо, первым секретарем – Т.Б.).
В первую годовщину установки памятника здесь был машинист (Жданович? – Т.Б.) с женой. Он был невысокого роста.
Геннадий Григорьевич МИХАЙЛИЧЕНКО:
- Я живу около столовой № 33 локдепо. Мимо нас тащили тот паровоз. Занимались всем три организации – локдепо, ПЧ-6 и восстановительный поезд. Локдепо ремонтировало и красило. ПЧ-6 укладывало рельсы и шпалы. А восстановительный поезд тянул большим тягачом, вроде танка, по рельсам мимо столовой, клуба.
На площади, как памятник, стоит
Утесом русским ратный паровоз,
Под солнцем мирным краскою горит.
Великий труженик военных лет,
В боях он был солдатом,
Когда в Берлин доставил свет,
Войну закончив в сорок пятом!
Сквозь тьму и град, огонь и ливень,
Отметки сделав на дороге,
Он помогал советским людям
Громить врага в его берлоге.
Давно минули дни войны
И отгремели залпы взрывов.
Стоит теперь он на скале
В честь русской славы – всем на диво!
Пишите нам, если вспомните еще какие-нибудь факты о паровозе. Он этого заслуживает.