В истории каждой великой страны есть переломные моменты, когда заканчивается эпоха невзгод, кризисов, поражений.
К началу 1612 года Россия находилась в состоянии распада. На севере страны хозяйничали шведы, на юге Персия и турки делили Кавказ, Украина входила в состав Речи Посполитой, в московском Кремле стоял польский гарнизон, охраняющий польского царевича, восседавшего на русском престоле... Всего же за годы Смуты в России объявилось 17 самозванцев.
Россия 1612 года была словно лоскутное одеяло, она состояла из мелких территорий, подчиненных то полякам, то шведам. Глубочайший кризис поразил все области жизни страны, но страшнее всего была "смута в умах". Положение страны казалось безнадежным. И русский человек ощущал свою заброшенность на произвол судьбы.
На защиту земли Русской, со слов историка С.Соловьёва, выступила сама "земля" - народ. В тот момент, когда враги думали почить на лаврах в роли властителей Русской земли, эта "Русская земля начала против них подниматься". И когда иноземное войско обосновалось в Москве, настроение народа активно поддержал Патриарх Гермоген, призвавший к сопротивлению захватчикам и замученный за это голодом в неволе в феврале 1612 года.
Призывы главы Русской Церкви были подхвачены широкими слоями населения, сплотившимися для решительной борьбы. Патриотическую деятельность проявили в эту тяжелую пору и русские монастыри. Смиренные иноки не щадили своей жизни за Веру и Отечество. Их обители являлись несокрушимыми твердынями веры и долга. Кирилло-Белозёрский монастырь, и особенно Троице-Сергиева лавра и другие монастыри, оказывали двойную услугу Отечеству: своими материальными средствами и своим нравственным влиянием на дух русского народа. Из монастырей рассылались грамоты, призывавшие русских людей к борьбе с врагами. Под их влиянием поднялось мощное патриотическое движение, вызвавшее у народа подъём религиозного чувства. Во всех городах, по общему согласию, был назначен трёхдневный пост для взрослых и детей. Патриотическое движение скоро перешло в открытую борьбу с врагами.
В 1611году одно за другим были созданы два мощных ополчения - на Рязанской земле и в Нижнем Новгороде. А в судьбоносную осень 1612 года, второе земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет. 1-5 ноября по новому стилю 1612 года победившее ополчение освободило Китай-город и вступило в Кремль.
По словам историка С.Соловьёва, свершилось "внутреннее очищение, выздоровление Московского государства, чистое отделилось от зараженного, и очищение государства от врагов внешних было уже легко". Чувство национального и религиозного единства стало с тех пор неизменно сопровождать важнейшие вехи российской истории: воссоединение Украины с Россией, создание российской империи Петра Великого, победы русского оружия в русско-турецких войнах XVIII века и др. Без 1612 года не было бы и героических событий 1812 года, 200-летие которых отмечалось в этом году. Без народного подвига 1612 года Россия просто не существовала бы как государство.
И сегодня необходимо много усилий и времени для того, чтобы достичь согласия в обществе и чтобы новая дата календаря - День народного единства - превратилась бы в благочестивую традицию и стала подлинным символом патриотизма. Ведь наша сила - в единстве и согласии.
О. Мороховец,
зав.библиотекой Свято-Успенского храма.