Фото из архива «ТВ» |
Недавно в одной краевой газете прочла интервью с заместителем председателя ЗСК по военным вопросам воспитания допризывной молодёжи и делам казачества, историком Владимиром Громовым, о том, кто и как должен воспитывать патриотов.
Соглашусь с казачьим генералом, что особое внимание следует обратить на работу с молодёжью, т.к. именно на неё в большей степени воздействует Интернет и телевидение. Если интересы малышей ещё можно как-то фильтровать, то у подростков своё мнение, и, как правило, в нежном возрасте оно – «единственно верное»…
На вопрос краевого журналиста о том, кто должен воспитывать патриотов: семья, школа или общество, Громов ожидаемо ответил, что «все вместе: и семья, и школа, и общество, и власть, тогда будет толк». А вот фраза из уст генерала, что «не должно быть никакой показухи. И работа эта требует души и сердца» - приятно удивила.
Прочитав интервью, почему-то вспомнила разговор с одной знакомой. Год назад, когда мой старший сын ещё не ходил в школу, я спросила у мамы соседского мальчика: «Какой ваш нелюбимый предмет?». Думала, скажет: английский. Но ошиблась. С нескрываемой раздражительностью женщина ответила, что кубановедение. На моё удивление я получила вполне конкретный ответ: «Слишком много задают никому не нужных вещей».
Как же тут обойтись без навязывания и показухи, когда сами родители не понимают и не хотят понимать всей важности изучения истории края, казачества, его быта и традиций. А потом именно такие родители удивляются: «что за молодежь нынче пошла?».
О том, как же воспитать ребенка (и его родителей тоже) в любви к истории нашей малой родины, основам казачьей культуры, мы решили спросить у воспитателя детского сада №18 «Радуга» города Тихорецка Натальи Анатольевны АНЧИНОЙ.
С детьми Наталья работает 24 года. А в «Радуге» уже 9 лет воспитывает маленьких патриотов путем приобщения детей к истокам кубанского казачества.
- Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Поэтому, я считаю, что задача педагогов дошкольного образования - создать условия для приобщения детей к традиционной культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству.
- Наталья Анатольевна, а как родители относятся к тому, что их дети посещают группу с таким направлением работы?
- Думаю, все родители довольны. Согласитесь, здорово, когда на утренниках ребята в казачьих костюмах, когда они знают и ценят труд, могут рассказать о хлебе, о казачьих обычаях, праздниках, спеть народные песни и частушки.
- Сегодня очень трудно заинтересовать современных детей историей, фольклором. У них чаще мультипликационные кумиры. Как вы проводите занятия, чтобы увлечь детей?
- Стараюсь не навязывать. Занятия всегда разнообразные: то рисуем народные костюмы, лепим что-то из казачьей утвари, расписываем игрушки в разных стилях, то разучим частушки и песни. Дети с удовольствием рассматривают предметы казачьего быта в детсадовском музее «Казачья изба». Девочкам нравится вышивка, роспись, а мальчишкам – резьба по дереву.
Когда я рассказываю о нашем крае, о том, какая это благодатная и гостеприимная земля, ребята наперебой рассказывают, где они уже успели побывать и какие достопримечательности посмотреть.
- Занятия всегда проходят только в стенах детсада?
- Нет, не всегда. Ребят подготовительной группы мы водим на площадь имени Жукова, в историко-краеведческий музей, приходят гости и к нам. Как-то на праздник «Хлеб всему голова» мы приглашали подъесаула. Ребята слушали его с упоением. Очень впечатлила детвору возможность прикоснуться к настоящему казачьему кинжалу. Перед 9 Мая приглашаем в гости ветеранов ВОВ.
- Знаю, что большую роль в своих занятиях вы отводите именно фольклору. Почему?
- Роль фольклора в жизни малыша трудно переоценить. Все знают, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Вспомните, как младенец, ещё не научившись говорить и ходить, вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, делает ладушки, притопывает, приплясывает. Это его забавляет и радует, а колыбельные успокаивают. Поэтому именно фольклор помогает дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также успешно развиваться в эмоционально-мыслительном плане.
- С фольклором всё ясно, а как быть с тем фактом, что дети больше всего на свете любят… играть?
- Не спорю. Но игры бывают разные. В течение дня у ребенка бывает время для свободной игры, но в основном занятия все дидактические. Например: «Угадай места достопримечательности», «Кто назовёт символы нашего района, города, края и страны?», «Придумай рассказ или сказку о нашем городе».
А самые любимые задания - это задания на дом: рисунки «Мой любимый памятник», «Моя Родина», поделки на военно-патриотическую тему.
- Согласна, мои сыновья тоже любят задания на дом. Это очень нас сближает.
- Конечно, тесная связь «родитель – ребёнок» очень важна. И первыми учителями в привитии ребёнку любви к Родине, к её истории, должны быть родители. Только личный пример закладывает в маленьком гражданине основы патриотизма. Это не зависит от времени или эпохи. Важно помнить, что всё возвращается, ребёнок всё впитывает.
P.S. Прав был Антон Макаренко, когда писал, что воспитывать ребёнка – это тоже искусство. А воспитать ребенка патриотом – это искусство вдвойне.