Коллаж Виолетты ГАВРИЛЕНКО.
13 января - День Российской печати.
"Зачем нам ваша районка? Мы всё читаем в интернете..." Пытаемся объяснить, что аккаунты в соцсетях - это совсем не бумажное СМИ, там лишь маленькая часть труда наших журналистов и фотокоров.
Эту проблему описал наш коллега, неоднократно бывавший у нас в редакции с мастер-классами Владимир Касютин,
секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок». Вот его мнение.
Ура! Мы победили! Районки порвали соцсети.
Десятки тысячи просмотров, тысячи лайков, сотни комментариев. Правда, пока не у всех. Там, где даже редактор не считает нужным лайкать свою ленту, – по нулям. Мечта сбылась, но денег нет, и ноша всё тяжелее. И терзают смутные сомнения, что идём правильным курсом.
– Смотрите, как просто! – радуется юный коллега. – Поставил десяток фоток из детского сада и школы, получил шквал голосов. И заголовок не обязателен, и над текстом не надо корпеть. А от читателей бумажной газеты пока дождешься доброго слова.
– Не работающие полноценно мышцы атрофируются. И если у тебя заголовок происходит не от головы, а от другой части тела, это профессиональная непригодность, – возражает коллега постарше.
Фото с сайта jourmedia.ru |
Я его поддерживаю:
– Мы не сможем изменить соцсети, даже если все дружно возьмемся за руки, а они нас - могут. Формат поста – куча фоток с праздника плюс сопроводиловка, написанная на смеси официоза и молодежного сленга – о «мероприятии на ресурсе» - захватывает газеты. Иные зашли так далеко, что впору менять названия – на «Школьную правду» и «Детсадовские известия». Газета - бесхребетная пустышка - никогда не станет успешной, а паблик – запросто. Здесь лидеры мнений не те, кто лучше образован, воспитан и радеет за общее дело.
– А кому это надо, если общество закрывается от журналистов? – горячится третий редактор. – Что в газете, что в социальных сетях от нас требуется только хвалить да угождать.
Редакцию, как и прежде, держит бумажная газета, какие бы пируэты мы ни выписывали в виртуальном пространстве. Без сетей сегодня журналист «глух и нем», но, окончательно переквалифицировавшись в аниматоры, мы утрачиваем последние навыки, отличающие нас от дилетантов. Квалифицированный журналист – штучный товар, средненький эсэмэмщик – чуть ли не каждый второй. Будь моя воля, я бы заставил тех, кто должен писать, - делать нормальную человеческую газету, а тех, кто должен читать, – ее выписывать. Как детей заставляют мыть руки после туалета, учиться считать и читать. Ведь все, кто проводит свои дни в играх и развлечениях, становятся ослами, как это случилось с Пиноккио.